Принцип учета ряда специфических факторов образования в сельской школе является отражением групп социально-экономических, природных, психолого-педагогических, организационно-управленческих, личностно-культурологических особенностей образовательной среды сельского учебного заведения. Данный принцип требует выстраивания обучения таким образом, чтобы специфические условия образовательной среды сельской школы были трансформированы в факторы, способствующие обновлению целей, вариативного содержания, методов, приемов, средств обучения в соответствии с запросами современного социума и потребителей образовательных услуг на селе самого школьника и его родителей.
В связи с этим педагог должен:
знать специфику обучения в сельской школе (условия, характеризующие информационный, психологический и кибернетический (связанный с вопросами педагогического управления) компоненты процесса обучения);
использовать многопредметность как положительный фактор, стремясь качественно осуществлять вертикальную и горизонтальную интеграцию предмета с дисциплинами своей и других образовательных областей, а также для обеспечения целостного подхода к рассмотрению объекта (явления) в комплексе его различных свойств;
обогащать содержание предметного курса элементами сельскохозяйственного, природного, краеведческого, экологического характера за счет близости к природе и сельскохозяйственному производству. На основе этого формировать индивидуальные признаки ключевых компетенций сельского школьника (в первую очередь, познавательной и социальной);
изыскивать возможности получения доступа к новым методическим идеям и новым содержательным элементам (в том числе и дополнительным) по предмету и соответствующей образовательной области для обучающихся;
способствовать развитию новых образовательных функций у современной сельской школы (психолого-педагогическая помощь учащемуся и его защита, социализация обучающихся в разновозрастных коллективах, создание условий для саморазвития их личности за счет использования потенциала микросоциума и др.);
применять в процессе обучения основанные на психологическом диагностировании методики и технологии, учитывающие особенности когнитивных и личностных стратегий каждого школьника;
учитывать вариативность состава классного коллектива (наличие школьников, способных и желающих обучаться на том или ином уровне дифференциации вариативность по уровням; наличие учащихся с тем или иным типом познавательной стратегии вариативность по когнитивному стилю), обусловленную малым количеством учеников в классе сельской школы;
находить, разрабатывать и применять новые эффективные способы оценки учебной деятельности, отражающие динамику развития качеств личности ученика (его ответственности, самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели, коммуникабельности, инициативности и др.);
стремиться к снижению интенсивности взаимодействий учителя и малого количества учащихся за счет использования самоорганизации учебной деятельности школьников в процессе их индивидуализированной самостоятельной работы (при своевременной и дозированной помощи учителя) или организации учебно-познавательной деятельности в разновозрастных коллективах;
Образование, педагогика, воспитание:
Понятие, функции и основные категории дидактики, дидактика высшей школы
По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором «didaktikos» означает поучающий, а «didasko» - изучающий. Впервые ввел его в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635), в курсе лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучени ...
Сущность педагогической деятельности
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и дру ...
Методика использования познавательной книги и рабочих тетрадей в
логико-математическом развитии дошкольников
Обобщенный анализ данных позволяет выделить ряд требований к книге математического содержания. Книга должна: быть доступной по содержанию, представлениям и форме; соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (размер, используемые материалы и краски, качество и размер рисунков и т. п.); иметь ...