В Концепции модернизации российского образования до 2020 года, исходя из роли образования в развитии российского общества, тенденции мирового развития, определяются, новые социальные требования к системе образования в России. Развивающемуся российскому обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны, детализируется в структуру более конкретных целей:
. ускорение темпов развития общества ставит перед образованием цель подготовить выпускников к жизни в динамичном обществе;
. расширение возможностей политического и социального выбора требует повышения уровня готовности выпускников к такому выбору;
.переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия предполагает коммуникабельность и толерантность;
.решение глобальных проблем в результате сотрудничества в рамках международного сообщества будет обеспечено, если у выпускников формируется современное мышление;
.динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда,
Глубокие структурные изменения в сфере занятости предопределяют необходимость формирования у выпускников потребности в повышении профессиональной квалификации и переподготовке, готовности к профессиональной мобильности.
Содержание образования, являясь одним из факторов экономического прогресса, в соответствии с Законом РФ об образовании (ст. 14, п. 1) должно быть ориентировано на:
- обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- развитие общества;
- укрепление и совершенствование правового государства, то есть обеспечивать достижение целей образования.
Содержание образования, в соответствии с рабочим определением стратегии модернизации российского образования представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре. Оно состоит из четырех основных структурных элементов:
. опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов – знаний;
. опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умения действовать по образцу;
. опыта творческой деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
. опыта осуществления эмоционально – ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.
Объем и состав структурных элементов содержания образования определяется образовательной программой. Образовательная программа раскрывается через нормативный текст, определяющий: цели программы, учебный план, отражающий инвариантную и вариативную части содержания образования в конкретной школе (образовательном учреждении). Набор учебных программ, соответствующий данному учебному плану, совокупность программ внеурочной деятельности, взаимосвязанных с учебными программами; описание организационно-педагогических условий и педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы; систему методик педагогической диагностики, обеспечивающей обоснование для коррекции (изменения) образовательной программ. Описание ожидаемых результатов реализации образовательной программы и дальнейших направлений индивидуального образовательного маршрута.
Вариативность программ общего образования обеспечивается наличием и соотношением в структуре их содержания следующих компонентов, закрепленных Законом РФ об образовании:
а) базового федерального;
б) регионально-национального;
в) самостоятельно определяемого общеобразовательным учреждением исходя из запросов обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих).
Прослеживая взаимосвязь целей общего образования, структурных элементов содержания общего образования и компонентов в структуре содержания становится очевидным, что основным элементом, обеспечивающим достижение целей, является федеральный компонент содержания общего образования.
Какова же роль регионального и школьного компонентов содержания образования в достижении целей образования, и кокой должна быть взаимосвязь между компонентами?
Образование, педагогика, воспитание:
Возможности хоккея в реализации задачи физического воспитания детей
старшего дошкольного возраста
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Детство", которая полностью соответствует Федеральным государственным требованиям, в образовательной области "Физическая культура" предусмотрено обучению игре в баскетбол детей шестого и седьмого года жи ...
Воспитание нравственных чувств у детей,как средство
подготовки детей к обучению в школе
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений через которые ребенок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Отсутствие таких представлений, незнание того, «что такое хорошо» и ...
Физическая подготовка детей к школе
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками – факторы значительн ...