Золотая педагогика

Диагностика уровней эвристического мышления детей младшего школьного возраста

Другое о педагогике » Использование эвристической технологии в образовательном процессе начальной школы » Диагностика уровней эвристического мышления детей младшего школьного возраста

Страница 1

Для изучения использования эвристической технологии в образовательном процессе нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состояла на базе МОУ СОШ №2 города Ишима и проводилась в три этапа:

На первом - констатирующем - этапе определялся исходный уровень развития эвристического мышления учащихся 4 классов на уроках математики, анализировались и интерпретировались полученные результаты. Основными методами исследования на данном этапе были анализ учебных программ, работ учащихся, а также наблюдение, тестирование, беседа.

На втором - формирующим - этапе использовались формы и методы обучения эвристическим приемам на основе решения эвристических задач с целью развития эвристического мышления. Были реализованы выделенные нами необходимые и достаточные педагогические условия развития эвристического мышления у школьников на основе созданной педагогической модели. Данный этап сопровождался корректировкой основных задач исследования, выдвинутых теоретических и практических положений. Осуществлялась адаптация теоретического и практического математического материала для решения поставленных задач. Для фиксации и анализа результатов использовались наблюдение, тестирование, беседы, анализ работ учащихся. Проводился сравнительный анализ уровней развития эвристического мышления школьников (по результатам контрольных срезов).

На третьем - обобщающем - этапе проводилась обработка и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов и рекомендаций. Этот этап был направлен на сопоставление прогнозируемых и полученных в практической работе результатов, на их осмысление и внесение окончательных корректив в теоретические положения исследования и разработанные для практического применения методические и дидактические материалы.

Для определения уровня развития эвристического мышления учащихся нами были выделены следующие уровни и показатели:

Уровень

Показатели

Рецептивный

(начальный)

- выделение ключевых понятий;

формулировка определений объектов, участвующих в задаче, но неумение применить эти определения

Репродуктивный

(низкий)

- правильное определение расчетных формул, верный выбор алгоритма для стандартной задачи;

правильное произведение расчетов, применение выбранного алгоритма для стандартной задачи

Репродуктивно-

продуктивный

(средний)

- верная интерпретация результатов расчетов примененного алгоритма для стандартной задачи;

выбор оптимального способа решения или оптимизация

стандартного, исходя из условий стандартной задачи

Продуктивно-

репродуктивный

(достаточный)

- способность применять известные алгоритмы, приемы умственной деятельности в нестандартных ситуациях при решении эвристических задач 1 типа;

нахождение своего способа решения, отличного от известных;

самостоятельное осуществление поиска и отбора необходимой дополнительной информации для

эвристической задачи второго типа

Эвристический

(высокий)

- успешное решение эвристической задачи 1 типа;

успешное решение эвристической задачи 2 типа

Для проведения исследования взята методика "Изучение эвристического мышления на уроках математики" из учебника "Работа психолога в начальной школе" М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. Для исследования специально подготовлены тестовые бланки с рядами чисел, содержащие математические закономерности. Всего таких рядов предлагается 17.

Детям предлагается внимательно прочитать каждый ряд чисел и продолжить его таким образом, чтобы сохранилась содержащаяся в данном ряду закономерность. Для этого необходимо вписать еще два числа вместо точек в конце каждого ряда. Перед началом работы рассматривается вместе с детьми несколько примеров:

2 4 6 8 10 12 (14) (16)

10 9 8 7 6 5 (4) (3)

17 27 37 (4) (7)

Эксперимент проводился в групповой форме.

Каждый правильно продолженный ряд оценивался в один бал. Таким образом, максимально возможное количество баллов - 17. Уровень развития творческих элементов оценивался по следующим критериям, которые имеют качественный аспект:

высокий уровень" - творческие способности учащихся сформированы на хорошем уровне (14-17 баллов);

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Особенности формирования экологических представлений у детей раннего возраста
Учитывая психологические особенности детей раннего возраста и то, что дети только начали посещать детский сад, основным содержанием первого года обучения должны быть наблюдения и практические действия с объектами природы совместно с педагогом. О чем должен помнить педагог.У детей раннего возраста н ...

Проведение пальчиковых игр
Обязательно посмотрите хотя бы на одну маму или бабушку, которая «исполняет» игру так, что детям нравится. Имеет значение-многое: темп, тембр голоса, выражение лица, громкость, положение тела, а не только пальцев. Помогать ли пальчикам? Это непременно нужно делать, если вы занимаетесь с младенцем, ...

Интенсивная методика
В современных условиях быстрого развития науки и техники проблема перехода на интенсивный путь развития стоит и решается во всех сферах общества и на всех этапах формирования личности и специалистов. Также актуальна она и для обучения иностранным языкам. Поиски оптимальных путей решения этого вопро ...

Навигация по сайту

© 2022 Copyright www.ecsir.ru