Золотая педагогика

Диагностика уровней эвристического мышления детей младшего школьного возраста

Другое о педагогике » Использование эвристической технологии в образовательном процессе начальной школы » Диагностика уровней эвристического мышления детей младшего школьного возраста

Страница 1

Для изучения использования эвристической технологии в образовательном процессе нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состояла на базе МОУ СОШ №2 города Ишима и проводилась в три этапа:

На первом - констатирующем - этапе определялся исходный уровень развития эвристического мышления учащихся 4 классов на уроках математики, анализировались и интерпретировались полученные результаты. Основными методами исследования на данном этапе были анализ учебных программ, работ учащихся, а также наблюдение, тестирование, беседа.

На втором - формирующим - этапе использовались формы и методы обучения эвристическим приемам на основе решения эвристических задач с целью развития эвристического мышления. Были реализованы выделенные нами необходимые и достаточные педагогические условия развития эвристического мышления у школьников на основе созданной педагогической модели. Данный этап сопровождался корректировкой основных задач исследования, выдвинутых теоретических и практических положений. Осуществлялась адаптация теоретического и практического математического материала для решения поставленных задач. Для фиксации и анализа результатов использовались наблюдение, тестирование, беседы, анализ работ учащихся. Проводился сравнительный анализ уровней развития эвристического мышления школьников (по результатам контрольных срезов).

На третьем - обобщающем - этапе проводилась обработка и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов и рекомендаций. Этот этап был направлен на сопоставление прогнозируемых и полученных в практической работе результатов, на их осмысление и внесение окончательных корректив в теоретические положения исследования и разработанные для практического применения методические и дидактические материалы.

Для определения уровня развития эвристического мышления учащихся нами были выделены следующие уровни и показатели:

Уровень

Показатели

Рецептивный

(начальный)

- выделение ключевых понятий;

формулировка определений объектов, участвующих в задаче, но неумение применить эти определения

Репродуктивный

(низкий)

- правильное определение расчетных формул, верный выбор алгоритма для стандартной задачи;

правильное произведение расчетов, применение выбранного алгоритма для стандартной задачи

Репродуктивно-

продуктивный

(средний)

- верная интерпретация результатов расчетов примененного алгоритма для стандартной задачи;

выбор оптимального способа решения или оптимизация

стандартного, исходя из условий стандартной задачи

Продуктивно-

репродуктивный

(достаточный)

- способность применять известные алгоритмы, приемы умственной деятельности в нестандартных ситуациях при решении эвристических задач 1 типа;

нахождение своего способа решения, отличного от известных;

самостоятельное осуществление поиска и отбора необходимой дополнительной информации для

эвристической задачи второго типа

Эвристический

(высокий)

- успешное решение эвристической задачи 1 типа;

успешное решение эвристической задачи 2 типа

Для проведения исследования взята методика "Изучение эвристического мышления на уроках математики" из учебника "Работа психолога в начальной школе" М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. Для исследования специально подготовлены тестовые бланки с рядами чисел, содержащие математические закономерности. Всего таких рядов предлагается 17.

Детям предлагается внимательно прочитать каждый ряд чисел и продолжить его таким образом, чтобы сохранилась содержащаяся в данном ряду закономерность. Для этого необходимо вписать еще два числа вместо точек в конце каждого ряда. Перед началом работы рассматривается вместе с детьми несколько примеров:

2 4 6 8 10 12 (14) (16)

10 9 8 7 6 5 (4) (3)

17 27 37 (4) (7)

Эксперимент проводился в групповой форме.

Каждый правильно продолженный ряд оценивался в один бал. Таким образом, максимально возможное количество баллов - 17. Уровень развития творческих элементов оценивался по следующим критериям, которые имеют качественный аспект:

высокий уровень" - творческие способности учащихся сформированы на хорошем уровне (14-17 баллов);

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Методическое осмысление вопроса формирования и развития грамматического строя речи школьников
В свою очередь исследователь-методист Е.Е.Вишневская выделяет три типа уроков формирования грамматического строя речи: уроки знакомства с новым материалом (с новым видом грамматического обобщения) уроки закрепления практических грамматических умений уроки повторения и контроля усвоения грамматическ ...

Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке
Как видите, даже далеко не полный перечень определений сказки позволяет увидеть и разнообразие подходов, и почти полностью совпадающие взгляды. Обращает на себя внимание, что авторы толковых словаре обычно говорят о фольклорном происхождении сказки, но не фиксирует в определении такой вид сказки, к ...

Характеристика педагогических факторов эксперимента
Сопутствующими (или побочными) факторами называются все те, которые должны быть уравнены, чтобы создать доказательность действия причинного экспериментального фактора. Следует помнить, что они могут оказывать существенное влияние на результаты учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому они дол ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru