Перед тем как рассмотреть здоровьесберегающие технологии, обратимся к понятию «здоровьесберегающее образование». Это образование, не вызывающее у субъектов образования (обучаемых и обучающих) специфических заболеваний, которые называются дидактогенией, выгоранием личности учителя, полураспадом за определенный период предметных знаний учителя, неврозами; такое образование должно быть, прежде всего, природосообразным и имеющим потенциал оздоровления. Современное массовое общее образование (по крайней мере, российское) является, к сожалению, и неприродосообразным, и здоровьезатратным. Поэтому задача разработки теории и практики здоровьесберегающего и здоровьеразвивающего образования является весьма актуальной .
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, – это:
• условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация работы с детьми (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение укрепление здоровья подрастающего поколения, которое значительно ухудшается в процессе образования. Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий направлена на такую организацию образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без нанесения ущерба их здоровью.
Невозможно разработать и использовать одну единственную уникальную технологию здоровьесбережения. Здоровье – это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности. Исходя из этого, укрепление состояния здоровья детей должно осуществляться по следующим направлениям:
• физическое развитие;
• развитие двигательной системы;
• зрелость нервных процессов;
• психическое развитие;
• адаптационные возможности.
Цель здоровьесбережения достигается с помощью использования разнообразных технологий, применяющихся с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации, психологов, медиков, учащихся и их родителей). Достижение такой цели определяет, с одной стороны, необходимость совершенствования уже сложившихся и реализуемых в практике подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса, а с другой – целесообразность разработки новых здоровьесберегающих, рационально выстроенных и действенных педагогических технологий; пересмотра самого понятия здоровьесбережения, его функций, критериев эффективности, принципов использования.
Виды здоровьесберегающих технологий и составляющие их элементы представлены в таблице №1.
Таблица 1. Виды здоровьесберегающих технологий
|
№ |
Здоровьесберегающие технологии |
Составляющие элементы |
|
1. |
Медико-профилактические |
Организация мониторинга здоровья детей Разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья Организация физического развития Организация закаливания Организация профилактических мероприятий Организация здоровьесберегающей среды |
|
2. |
Физкультурно-оздоровительные |
Развитие физических качеств, двигательной активности Дыхательная гимнастика Массаж и самомассаж Формирование правильной осанки Воспитание повседневной привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье |
|
3. |
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка |
Психологическое или психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка |
|
4. |
Технологии здоровьесбережения педагогов |
Направленность на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья Развитие потребности к здоровому образу жизни |
|
5. |
Технологии валеологического просвещения родителей |
Личный пример педагога Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями (практикумы и др.) |
|
6. |
Здоровьесберегающие образовательные технологии |
Совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников Включение соответствующих тем в учебные предметы Воспитание культуры здоровья посредством реализации форм внеклассной работы (факультативы, конкурсы, фестивали и др.) |
Образование, педагогика, воспитание:
Старший этап обучения
На старшем этапе обучения можно также воспользоваться приемами работы с аутентичным текстом, которые характерны начальному и среднему этапам. Но весьма важно учитывать особенности именно старшего этапа при подборе необходимых заданий и упражнений. Поскольку главной целью обучения является подготовк ...
Психолого-педагогические аспекты образования в высшей школе
В настоящее время нет, пожалуй, более спорной проблемы в педагогике и психологии высшей школы, чем проблема воспитания студентов. Вуз служит не только и может быть не столько для передачи специальных знаний, сколько для развития и воспроизведения особого культурного слоя, важнейшим элементом которо ...
Значение и роль дидактических игр на уроке математики
Исследования показали, что игра – эффективное средство умственного развития ребенка, формирования его речи, воображения, суждений, умозаключений (А. Люблинская, Р. Римбург, В. Черков, Р. Жуковская, др.). Рассмотрению игры как многообразной практической познавательной деятельности ребенка большое вн ...