При изучении психологической готовности к школьному обучению целесообразно использовать комплексный подход, в котором осуществляется диагностика эмоционально-волевой сферы, умственной и мотивационной готовности.
Диагностика эмоционально-волевой готовности включает определение уровня эмоционально-волевой регуляции; выявление уровня развития волевых действий и произвольности внимания.
Диагностика умственной готовности предполагает определение уровня речевого развития, уровня развития познавательных действий (восприятия), наглядно-оброзного мышления и основных мыслительных операций.
Диагностика мотивационной готовности направлена на определение отношения к учению в школе.
Задания детям предъявляются индивидуально. Время обследования не должно превышать 40 мин., что соответствует максимальной работоспособности старшего дошкольника. Выполнению ряда заданий может предшествовать определенная подготовка детей, в процессе которой сначала выполняются так называемые обучающие задачи, а затем контрольные.
При диагностике умственной готовности нами были апробированы три вида помощи: эмоционально-регулирующая, направляющая, обучающая.
Эмоционально-регулирующая помощь предполагает императивные воздействия и оценочные суждения со стороны педагога, которые направлены на активизацию собственных возможностей обследуемого. Направляющая помощь заключается в организации педагогом начальных этапов выполнения задания. Обучающая помощь связана с необходимостью предварительного обучения ребенка новому способу действия.
При оценке выполнения задания могут быть использованы следующие критерии: высокий уровень оценивается 1 балом, средний 0,5 балла, низкий 0 баллов.
Образование, педагогика, воспитание:
История развития акварельной живописи
Акварель – одна из самых сложных и загадочных техник. Секрет ее, на первый взгляд, достаточно прост: растворенные в воде очень мелко растертые частицы пигмента создают прозрачный красочный слой, проницаемый для световых лучей, которые, отражаясь от белой поверхности бумаги, повышает интенсивность з ...
Классификация педагогических игр
Как уже было сказано выше, педагогическая игра отличается чёткостью постановки цели и соответствующим ей педагогическим результатом. Так же педагогическая игра имеет свою классификацию, которую мы рассмотрим в данной работе. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов иг ...
Выявление
нарушений графомоторных навыков у детей с нарушениями интеллекта
Практическое исследование проводилось на базе Черновской специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида г. Читы. В исследовании принимали участие ученики второго класса с интеллектуальными нарушениями (8 - 9 лет) в количестве 10 человек. Цель практического исследования - изучить особенност ...