Золотая педагогика

Приёмы раскрытия роли личности в истории. Итоги обучающего эксперимента

Другое о педагогике » Изучение исторических персоналий на уроках истории в 8 классе » Приёмы раскрытия роли личности в истории. Итоги обучающего эксперимента

Страница 1

Экспериментальная методика включала 4 урока, различающиеся по целям, задачам, способам организации деятельности учащихся, по заданиям разного уровня сложности.

Рассмотрим фрагменты экспериментальных уроков.

Урок 1.

Тема урока: «Два императора. Начало пути»

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с детством, воспитанием Александра 1 и Наполеона Бонапарта.

2. Дать сравнительную характеристику будущих императоров.

3. Развивать умение оценивать других людей, их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.

4. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к личностям прошлого.

План урока:

1.

Император Александр

2.

«Негласный комитет»

3.

Наполеон Бонапарт

4.

Закрепление материала

Оборудование урока: портреты Александра 1, Наполеона Бонапарта, карта «Российская империя в Х1Х в.», карта «Европа в Новое время».

Предварительная подготовка: сообщение учащихся на темы: «Александр 1 – воспитание и черты характера», «Наполеон Бонапарт – как всё начиналось».

Когда была объявлена тема урока, учитель предложил восьмиклассникам охарактеризовать двух императоров по их портретам, т.е. выявить четы характера по внешним признакам. Дети с удовольствием выполнили это задание. Проверка соответствия ответов действительности происходила в ходе закрепления материала урока.

О детских годах и воспитании Александра Павловича делал сообщение учащийся, заранее получивший такое задание. Особый акцент делался на том, что цесаревича воспитывала Екатерина 11, и это оказало огромное влияние на формирование характера юноши. Рассказ шел от первого лица и включал следующий материал: «Личность Александра 1 всегда была загадкой для современников. «Сфинкс, не разгаданный до гроба, — писал о нем П. А Вяземский. А. И. Герцен называл Александра «коронованным Гамлетом, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца. Разноречивые оценки личности Александра 1 представлены и в многочисленных его биографиях. Александр был любимым внуком Екатерины 11, которая сама руководила его воспитанием. Ею были приглашены лучшие преподаватели и в числе их выписанный из Швейцарии Ф. Ц Лагарп — высокообразованный, приверженец идей просвещения и республиканец по взглядам, В должности «главного воспитателя» он состоял при Александре 11 лет. Знакомя своего воспитанника с понятием о «естественном» равенстве людей, беседуя с ним о преимуществе республиканской формы правления, о политической и гражданской свободе, о «всеобщем благе», к которому должен стремиться правитель, Лагарп тщательно обходил реалии крепостной России. Главным образом он занимался нравственным воспитанием своего ученика. Впоследствии Александр 1 говорил, что всем, что у него есть хорошего, он обязан Лагарпу. Но более действенной школой воспитания будущего императора явились те условия и атмосфера, которые окружали его с самого раннего детства, — враждующие между собой «большой двор» Екатерины 11 в Петербурге и «малый двор» отца Павла Петровича в Гатчине. Необходимость лавировать между ними приучала Александра, по меткому выражению В. О. Ключевского, «жить на два ума, держать две парадные физиономии», развила в нем скрытность, недоверчивость к людям и осторожность. Обладая незаурядным умом, изысканными манерами и, по отзывам современников, «врожденным даром любезности», он отличался виртуозной способностью расположить к себе людей различных взглядов и убеждений, ловко пользоваться людскими слабостями. Он умел играть «в откровенность» как надежное средство управлять людьми и подчинять их своей воле. «Сущий прельститель», — говорил о нем Сперанский. Наполеон, будучи на о. Святой Елены, так отзывался об Александре: «Царь умен, изящен, образован; он легко может очаровать, но этого надо опасаться; он неискренен; это настоящий византиец времен упадка Империи . он может далеко пойти. Если я умру здесь, он станет моим настоящим наследником в Европе. Современники отмечают и такие черты характера Александра, как упрямство, подозрительность, большое самолюбие и стремление «искать популярности по любому поводу», а исследователи его биографии усматривали в нем «странное смещение философских поветрий ХУIII в, с принципами прирожденного самовластия».

Учащиеся, послушав сообщение, отвечают на вопрос учителя: «Какие черты характера Александра 1, на ваш взгляд, могут рассматриваться как достоинства верховного правителя?» и записывают в тетрадях годы правления Александра Павловича.

Второй пункт плана раскрывается объяснением учителя с элементами беседы. Говорится о том, что в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников, в котором обсуждались пороки павловского царствования и строились планы на будущее об отмене «рабства крестьян», о предпочтительности республиканского правления. Этот кружок близких людей назывался «Негласный комитет», а представители высшей знати окрестили его «якобинской шайкой».

Задаётся вопрос учащимся: «Как вы думаете, почему Негласный комитет называли «якобинской шайкой»?». Чтобы ответить на данный вопрос, учащимся нужно было вспомнить события Великой французской революции. Учитель подчеркивает, что именно с кружком «молодых людей» связаны первые реформы молодого императора. Знакомство с этими реформами происходит с помощью анализа документов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Цели и задачи профильного обучения
В наше время одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России остаётся переход к старшей профильной школе. Необходимость перехода старшей ступени на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ...

Начальный этап обучения
На начальном этапе обучения предпочтение следует отдавать учебным текстам. Иногда для расширения кругозора учащихся можно включать аутентичные тексты. Качество усвоения аутентичного материала может быть повышено использованием определенных упражнений и заданий. Овладение технологией чтения осуществ ...

Понятие и сущность полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста
Воспитание как процесс приобщения человека к историческому опыту в содержательной и целеполагающей основе всегда определяется ведущими потребностями общества. Изменение базовых социальных ориентиров неизбежно приводит к пересмотру и переоценке задач, направлений, форм организации воспитательной раб ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru