Золотая педагогика

Приёмы раскрытия роли личности в истории. Итоги обучающего эксперимента

Другое о педагогике » Изучение исторических персоналий на уроках истории в 8 классе » Приёмы раскрытия роли личности в истории. Итоги обучающего эксперимента

Страница 1

Экспериментальная методика включала 4 урока, различающиеся по целям, задачам, способам организации деятельности учащихся, по заданиям разного уровня сложности.

Рассмотрим фрагменты экспериментальных уроков.

Урок 1.

Тема урока: «Два императора. Начало пути»

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с детством, воспитанием Александра 1 и Наполеона Бонапарта.

2. Дать сравнительную характеристику будущих императоров.

3. Развивать умение оценивать других людей, их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.

4. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к личностям прошлого.

План урока:

1.

Император Александр

2.

«Негласный комитет»

3.

Наполеон Бонапарт

4.

Закрепление материала

Оборудование урока: портреты Александра 1, Наполеона Бонапарта, карта «Российская империя в Х1Х в.», карта «Европа в Новое время».

Предварительная подготовка: сообщение учащихся на темы: «Александр 1 – воспитание и черты характера», «Наполеон Бонапарт – как всё начиналось».

Когда была объявлена тема урока, учитель предложил восьмиклассникам охарактеризовать двух императоров по их портретам, т.е. выявить четы характера по внешним признакам. Дети с удовольствием выполнили это задание. Проверка соответствия ответов действительности происходила в ходе закрепления материала урока.

О детских годах и воспитании Александра Павловича делал сообщение учащийся, заранее получивший такое задание. Особый акцент делался на том, что цесаревича воспитывала Екатерина 11, и это оказало огромное влияние на формирование характера юноши. Рассказ шел от первого лица и включал следующий материал: «Личность Александра 1 всегда была загадкой для современников. «Сфинкс, не разгаданный до гроба, — писал о нем П. А Вяземский. А. И. Герцен называл Александра «коронованным Гамлетом, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца. Разноречивые оценки личности Александра 1 представлены и в многочисленных его биографиях. Александр был любимым внуком Екатерины 11, которая сама руководила его воспитанием. Ею были приглашены лучшие преподаватели и в числе их выписанный из Швейцарии Ф. Ц Лагарп — высокообразованный, приверженец идей просвещения и республиканец по взглядам, В должности «главного воспитателя» он состоял при Александре 11 лет. Знакомя своего воспитанника с понятием о «естественном» равенстве людей, беседуя с ним о преимуществе республиканской формы правления, о политической и гражданской свободе, о «всеобщем благе», к которому должен стремиться правитель, Лагарп тщательно обходил реалии крепостной России. Главным образом он занимался нравственным воспитанием своего ученика. Впоследствии Александр 1 говорил, что всем, что у него есть хорошего, он обязан Лагарпу. Но более действенной школой воспитания будущего императора явились те условия и атмосфера, которые окружали его с самого раннего детства, — враждующие между собой «большой двор» Екатерины 11 в Петербурге и «малый двор» отца Павла Петровича в Гатчине. Необходимость лавировать между ними приучала Александра, по меткому выражению В. О. Ключевского, «жить на два ума, держать две парадные физиономии», развила в нем скрытность, недоверчивость к людям и осторожность. Обладая незаурядным умом, изысканными манерами и, по отзывам современников, «врожденным даром любезности», он отличался виртуозной способностью расположить к себе людей различных взглядов и убеждений, ловко пользоваться людскими слабостями. Он умел играть «в откровенность» как надежное средство управлять людьми и подчинять их своей воле. «Сущий прельститель», — говорил о нем Сперанский. Наполеон, будучи на о. Святой Елены, так отзывался об Александре: «Царь умен, изящен, образован; он легко может очаровать, но этого надо опасаться; он неискренен; это настоящий византиец времен упадка Империи . он может далеко пойти. Если я умру здесь, он станет моим настоящим наследником в Европе. Современники отмечают и такие черты характера Александра, как упрямство, подозрительность, большое самолюбие и стремление «искать популярности по любому поводу», а исследователи его биографии усматривали в нем «странное смещение философских поветрий ХУIII в, с принципами прирожденного самовластия».

Учащиеся, послушав сообщение, отвечают на вопрос учителя: «Какие черты характера Александра 1, на ваш взгляд, могут рассматриваться как достоинства верховного правителя?» и записывают в тетрадях годы правления Александра Павловича.

Второй пункт плана раскрывается объяснением учителя с элементами беседы. Говорится о том, что в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников, в котором обсуждались пороки павловского царствования и строились планы на будущее об отмене «рабства крестьян», о предпочтительности республиканского правления. Этот кружок близких людей назывался «Негласный комитет», а представители высшей знати окрестили его «якобинской шайкой».

Задаётся вопрос учащимся: «Как вы думаете, почему Негласный комитет называли «якобинской шайкой»?». Чтобы ответить на данный вопрос, учащимся нужно было вспомнить события Великой французской революции. Учитель подчеркивает, что именно с кружком «молодых людей» связаны первые реформы молодого императора. Знакомство с этими реформами происходит с помощью анализа документов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Психологическая характеристика возрастных особенностей учащихся 7 классов
Учащихся 7 классов можно отнести к подростковому возрасту. «Этот возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания». Л.С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У человека в истории развития обществ ...

Анализ результатов исследования особенностей звукопроизношения
На первом этапе нашего исследования мы провели исследование звукопроизношения. Анализируя полученные данные по исследованию звукопроизношения, мы выявили, что у детей экспериментальной группы нарушено звукопроизношение у всех детей (100%). Все данные о дефектах произношения мы поместили в таблицу. ...

Понятие о технологии осуществления педагогического процесса
Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корр ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru