Золотая педагогика

Приёмы раскрытия роли личности в истории. Итоги обучающего эксперимента

Другое о педагогике » Изучение исторических персоналий на уроках истории в 8 классе » Приёмы раскрытия роли личности в истории. Итоги обучающего эксперимента

Страница 5

- С какими трудностями столкнулась французская армия в России?

Работая с картой, учитель показывает расположение русских армий накануне войны, города Смоленск, Москву, реку Неман.

Переходя ко второму пункту плана, учитель отмечет, что русской армией командовали талантливые полководцы. Одним из них был Михаил Илларионович Кутузов, участник аустерлицкого сражения. Детям снова предлагается дать характеристику личности по внешности, т.е. по первому впечатлению. Затем следует выступление учащегося, заранее готовившего сообщение: «Кутузов Михаил Илларионович (1745-1813) — русский полководец и дипломат, ученик и сподвижник А. В. Суворова, генерал-фельдмаршал, светлейший князь Смоленский (1812). В 1759 г. Кутузов окончил с отличием дворянскую школу и оставлен в ней преподавателем математики. Участник русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787- 1791 гг., во время которых получил два тяжелейших ранения. Обе раны признавались смертельными, однако провидение словно берегло его для какой-то важной миссии, которую ему предстояло исполнить.

В 1792-1794 гг. Кутузов возглавил чрезвычайное русское посольство в Константинополь и сумел во время этой миссии добиться для России выгодных внешнеполитических и торговых преимуществ. 1794-1195 гг. Кутузов являлся директором Сухопутного шляхетского корпуса в Петербурге, в 1795-1799 был командующим и инспектором сухопутных войск в Финляндии, выполнял важные дипломатические поручения в Пруссии, был литовским (1780-1799) н санкт-петербургским (1800-1802) военным генералом-губернатором. В конце 1805 г. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армией, действующей в союзе с австрийскими войсками против наполеоновской Франции. После поражения соединенных русско-австрийских войск при Аустерлице в декабре 1805 г. Кутузов вывел русскую армию из грозящего окружения превосходящими французскими силами и тем спас ее от уничтожения. В марте 1811 г. Кутузов был поставлен главнокомандующим русской действующей армией во время войны 1806-1812 гг. с Турцией. За крупные победы над турками, одержанные в ходе этой войны, Кутузов был возведен в графское достоинство. В начале Отечественной войны Кутузов был избран начальником петербургского и Московского ополчений. 8 августа 1812 г. Александр 1 назначил Кутузова главнокомандующим 1-й и 2-й соединенными армиями. Военная философия Кутузова: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым». Еще одной чертой Кутузова - человека и военачальника — была хитрость. «Старый лис Севера», сказал о Кутузове Наполеон. Стратегии Кутузова, очевидно, заключалась, помимо прочего, в том, что он не рассматривал генеральное сражение как главное и единственное условие в достижении конечного успеха, В отличие от Наполеона, для которого именно решающий бой автоматически предоставлял возможность диктовать условия победоносного мира. Известна фраза, которую сказал М. И. Кутузов, отправляясь в августе 1812 года в действующую армию, в ответ на неосторожный вопрос племянника: «Неужели, дядюшка, вы, думаете разбить Наполеона?» - «Разбить? Нет . - произнес тогда Кутузов. - Но обмануть - да, рассчитываю!» Если девизом Наполеона было: «Ввяжемся, а там посмотрим», то Кутузов мог бы противопоставить ему иной: «Выпутаемся, а там посмотрим». Именно то, чего не мог предусмотреть его грозный противник, предвидел Кутузов, когда сказал на совете в Филях: «Москва, как губка, всосет в себя французов .» Скончался Кутузов в Немецком городке Бунцлау. Его останки были привезены в Петербург и похоронены в Казанском соборе».

Его рассказ дополняется притчей о полководце из книги В.Н. Балязина «История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах» и произведением из книги для чтения Эти рассказы позволяют лучше понять характер Кутузова, а также повысить познавательную активность учащихся.

Тема «Бородинское сражение» раскрывается с помощью просмотра отрывка из кинофильма «Война и мир», ролевой игры и чтения стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», работы с картой. Видеосюжет посвящен конкретно Бородинской битве. Действие инсценировки происходит в штабе Кутузова, которому в течение дня привозят сведения с места сражения. Заканчивается она чтением стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

Вам не видать таких сражений! .

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый!

Наш рукопашный бой! .

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Каков итог Бородинского сражения?

- Кто, по вашему мнению, выиграл эту битву?

- Правильным ли было решение Александра о назначении главнокомандующим Кутузова?

Рассказ учителя о «Совете в Филях» сопровождается работой с документами, иллюстрациями, книгой для чтения.

Учащиеся записывают в тетрадях: «Военный совет в Филях. Цель: оставить Москву или давать еще одно сражение».

Работа с документами по вариантам:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Образование, педагогика, воспитание:

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира
Большие возможности для развития умения применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи дает курс «Окружающий мир» по программе «Начальная школа XXI века». Н.Ф. Виноградова обращает внимание на то, что наличие знаний, усвоение какой-либо информации является существе ...

Типы педагогических задач и их характеристика
По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач - стратегические, тактические и оперативные. Стратегические задачи - это своеобразные "сверхзадачи". Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом п ...

Сущность педагогической деятельности
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и дру ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru