Золотая педагогика

Здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде

Другое о педагогике » Совместная деятельность семьи и школы как условие преодоления школьных неврозов » Здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде

Страница 5

Существует классификация и по разным задачам охраны здоровья. В нее входят:

1. Медико-гигиенические технологии включают контроль и помощь образовательным учреждениям в обеспечении гигиенических условий в соответствии с peгламентациями СанПиНов.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие детей и включают закаливание, физические тренировки и т.д.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии направлены на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизнедеятельности, формирование инвайронментального сознания.

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности направлены на сохранение жизни и обеспечиваются целым рядом специалистов (директором школы, специалистом по охране труда т.д.).

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии включают широкий спектр использования психолого-педагогических приемов и методов, обеспечивающих приобретение учащимися знаний, умений и навыков по сохранению здоровья.

6. Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии направлены на формирование и укрепление психологического здоровья.

7. Лечебно-оздоровительные технологии направлены на восстановление или компенсацию здоровья школьников.

Здоровьесберегающие технологии различаются по степени новизны. Традиционные технологии предполагают использование проверенных временем приемов и методов. Инновационные предполагают использование инновационных разработок, связанных с определенной долей риска.

В зависимости от цели использования рассматривают четыре типа технологий:

1. Защитно-профилактические здоровьесберегающие технологии направлены на защиту ребенка от неблагоприятных для здоровья воздействий.

2. Компенсаторно-нейтрализующие обеспечивают восполнение недостатка в том, что требуется организму ребенка для полноценной жизнедеятельности.

3. Стимулирующие направлены на активизацию скрытых внутренних ресурсов личности: технологии личностного роста, групповой динамики, информационно-обучающие и т.п.

4. Информационно-обучающие обеспечивают повышение компетентности учащихся, необходимой для эффективной заботы о здоровье.

По характеру используемых ресурсов есть такие здоровьесберегающие технологии как:

1) использование природных факторов (ландшафтотерапия, ароматерапии, фиточаи и т.д.);

2) использование внутренних резервов организма (например, дыхательные практики т. п.);

3) использование социально-культурных факторов (формирование гигиенических привычек, использование метода диалога культур и т.п.).

По направленности использования самой технологии выделяют четыре категории технологий:

1. Социальные (управленческие) здоровьесберегающие технологии направлены на изменение социокультурной среды;

2. Организационные здоровьесберегающие технологии направлены на изменение организации жизнедеятельности;

3. Содержательные здоровьесберегающие технологии направлены изменение содержания деятельности;

4. Целеформирующие здоровьесберегающие технологии направлены на изменение мотивации деятельности.

Классификация здоровьесберегающих технологии по характеру реализации включает: 1) директивные (закрытые), 2) недирективные (открытые, свободные).

Разнообразие оснований для классификаций здоровьесберегающих технологий, наличие многочисленных авторских подходов к классификации вызывают дополнительные трудности для их планирования и качественной реализации в образовательных средах.

Очевидной целью использования здоровьесберегающих технологий является создание психолого-педагогических условий обеспечивающих своевременное и полноценное психическое личностно-духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, лежащие в основе психологического здоровья.

Технологический проект, как правило, предполагает мониторинговую оценку результатов, сопровождающуюся рефлексией с целью учета неудач в последующей деятельности или перехода на другие технологии. Применительно к ДОУ – это формирование компетентности ребенка дошкольного возраста как одной из базисных характеристик личности ребенка дошкольного возраста. Которые включают в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную компетентность и компетентность в плане физического развития. Компетентность коммуникативная проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств. Компетентность социальная позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Компетентность интеллектуальная характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям. Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами. Компетентность ребенка в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представления о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений; испытывая недомогание, может сообщить о нем; владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Образование, педагогика, воспитание:

Здоровьесберегающие технологии в современной образовательной среде
Перед тем как рассмотреть здоровьесберегающие технологии, обратимся к понятию «здоровьесберегающее образование». Это образование, не вызывающее у субъектов образования (обучаемых и обучающих) специфических заболеваний, которые называются дидактогенией, выгоранием личности учителя, полураспадом за о ...

Мышление как процесс решения задач
Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса Трактовка мышления как процесса означает, прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс. Иначе говоря, по ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему ус ...

Антонимы в русском языке
Особое место в русском языке занимают антонимы - слова, противоположные по значению. Антонимия отражает существенную сторону системных связей в русской лексике. Современная наука о языке рассматривает синонимию и антонимию как крайние, предельные случаи взаимозаменяемости и противопоставленности сл ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru