Сегодня здоровьесберегающие технологии – это не просто совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических и социально-психологических возможностей каждого ребенка. Исходя из такого понимания, использование здоровьесберегающих технологий должно быть направлено на выполнение целого ряда функций.
· Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических и психических возможностей ребенка.
· Воспитательная функция направлена на укрепление психической и физической выносливости, закалке волевых качеств личности.
· Образовательная функция заключается в ознакомлении ребенка со здоровым образом жизни.
· Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих детей при дефиците активного действия развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма к инфекциям. Особенно актуальна эта функция для часто болеющих детей.
· Общекультурная функция определяется тем, что внимание к здоровью должно быть органично связано с морально-нравственными целями.
· Организующая функция связана с тем, что занятия физической и психологической культурой организуют и заполняют свободное время ребенка полезными занятиями, препятствуют беспорядочному бдению у экранов телевизоров.
· Контролирующая и тормозящая функция связана с необходимостью регулярности действий по поддержанию и развитию здорового образа жизни.
Все эти функции обеспечивают развитие здоровьецентрированого сознания как понимания сущности здорового образа жизни, его жизненной необходимости .
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний, санитарно-гигиенической деятельности и др.); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового образа жизни, безопасного образа жизни, профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
Содержание и эффективность здоровьесберегающих технологий оцениваются по критериям. Под критерием понимается мера, на основе которой осуществляется оценка возможности влияния преимуществ данного варианта технологий по сравнению с другими. В частности для ДОУ это медико-педагогический контроль здоровьесберегающей среды. С помощью медико-педагогического контроля осуществляется анализ влияния на состояние здоровья детей всех мероприятий ДОУ с целью создания оптимальных условий для их пребывания и развития. Медико-педагогический контроль включает в себя:
· мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей (осуществляется медицинским персоналом ДОУ и врачами разных специальностей, обследование проводится не реже 2 раз в год);
· наблюдение и оценка содержания и организации двигательного режима (осуществляется педагогическими и медицинскими специалистами ДОУ на основании комплексной оценки двигательной активности детей в разных возрастных группах с использованием различных методик);
· проверка условий санитарно-гигиенического состояния мест проведения занятий и физкультурного оборудования (осуществляется по нормам и правилам СанПИН 2.4.1.1249–03 от 20.06.03).
Современное образование предъявляет к разрабатываемым технологиям следующие требования:
· системность – технология должна обеспечивать интеграцию целей, содержания технологии и ее методической системы;
· научность – должна иметь необходимое и достаточное научно-практическое обоснование и складываться на основе теоретических концепций и современных научных достижений в педагогике, психологии и медицине;
· соотносимость (когерентность) – направленность технологии должна соответствовать цели и задачам современного образования, условия ее реализации – учитывать реальные возможности и конкретные условия, в которых реализуется образовательный процесс;
Образование, педагогика, воспитание:
Физическое воспитание – одна из важных сторон гармоничного развития
личности ребенка дошкольного возраста
В качестве одного из видов воспитания физическое воспитание представляет собой воспитательно-образовательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога специалиста, направленность деятельности воспитателя и воспитуемых на реализацию ...
Адаптация и социализация детей из семей мигрантов
Основная доля мигрантов, проживающих в городе Лянторе - это граждане иностранных государств ближнего зарубежья, не являющиеся беженцами. В МОУ "ЛСОШ №5" на 2009-2010 учебный год обучается 14 учащихся из семей мигрантов, трое из них слабо владеют русским языком. Слабое знание детьми мигран ...
Выявление уровня полоролевой социализации детей среднего дошкольного
возраста
Проанализировав теоретическую литературу по проблеме полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста, мы разработали методику эксперимента, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Эксперимент проводился в период сентябрь - май 2009г. Исследование пр ...