Сегодня здоровьесберегающие технологии – это не просто совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических и социально-психологических возможностей каждого ребенка. Исходя из такого понимания, использование здоровьесберегающих технологий должно быть направлено на выполнение целого ряда функций.
· Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических и психических возможностей ребенка.
· Воспитательная функция направлена на укрепление психической и физической выносливости, закалке волевых качеств личности.
· Образовательная функция заключается в ознакомлении ребенка со здоровым образом жизни.
· Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих детей при дефиците активного действия развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма к инфекциям. Особенно актуальна эта функция для часто болеющих детей.
· Общекультурная функция определяется тем, что внимание к здоровью должно быть органично связано с морально-нравственными целями.
· Организующая функция связана с тем, что занятия физической и психологической культурой организуют и заполняют свободное время ребенка полезными занятиями, препятствуют беспорядочному бдению у экранов телевизоров.
· Контролирующая и тормозящая функция связана с необходимостью регулярности действий по поддержанию и развитию здорового образа жизни.
Все эти функции обеспечивают развитие здоровьецентрированого сознания как понимания сущности здорового образа жизни, его жизненной необходимости .
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний, санитарно-гигиенической деятельности и др.); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового образа жизни, безопасного образа жизни, профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
Содержание и эффективность здоровьесберегающих технологий оцениваются по критериям. Под критерием понимается мера, на основе которой осуществляется оценка возможности влияния преимуществ данного варианта технологий по сравнению с другими. В частности для ДОУ это медико-педагогический контроль здоровьесберегающей среды. С помощью медико-педагогического контроля осуществляется анализ влияния на состояние здоровья детей всех мероприятий ДОУ с целью создания оптимальных условий для их пребывания и развития. Медико-педагогический контроль включает в себя:
· мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей (осуществляется медицинским персоналом ДОУ и врачами разных специальностей, обследование проводится не реже 2 раз в год);
· наблюдение и оценка содержания и организации двигательного режима (осуществляется педагогическими и медицинскими специалистами ДОУ на основании комплексной оценки двигательной активности детей в разных возрастных группах с использованием различных методик);
· проверка условий санитарно-гигиенического состояния мест проведения занятий и физкультурного оборудования (осуществляется по нормам и правилам СанПИН 2.4.1.1249–03 от 20.06.03).
Современное образование предъявляет к разрабатываемым технологиям следующие требования:
· системность – технология должна обеспечивать интеграцию целей, содержания технологии и ее методической системы;
· научность – должна иметь необходимое и достаточное научно-практическое обоснование и складываться на основе теоретических концепций и современных научных достижений в педагогике, психологии и медицине;
· соотносимость (когерентность) – направленность технологии должна соответствовать цели и задачам современного образования, условия ее реализации – учитывать реальные возможности и конкретные условия, в которых реализуется образовательный процесс;
Образование, педагогика, воспитание:
Роль географических представлений в воспитании
дошкольника
Слово "география" по-гречески означает "записи о Земле". Это наука о людях и различных местах на Земле, а также об отношениях между людьми и самой Землей. Земля и ее обитатели постоянно изменяются, поэтому география рассказывает и о том, как происходят эти изменения. Географию м ...
Методические рекомендации по введению жанров богослужебных и духовных
песнопений в курсы музыкально-теоретических дисциплин
Начавшееся в конце ХХ века возрождение звучания сочинений, созданных для церкви, в настоящее время стало ярким фактором современной культурной жизни. А восстановление прежнего социального статуса церкви привлекло к ней нового поколение людей. В этой связи становится очень важным формирование у моло ...
Воспитание и организация детей перед занятием
Подготовка детей к занятию, когда их внимание переключается от самостоятельной деятельности к учебной, имеет очень большое значение. Ее следует осуществлять так, чтобы не вызвать у ребенка огорчения из-за прерванной игры, заинтересовать содержанием предстоящего занятия. Основная воспитательная зада ...