Золотая педагогика

Организм ребенка как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система

Другое о педагогике » Психофизическое развитие детей в дошкольном учреждении » Организм ребенка как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система

Страница 1

Организм ребенка - это живая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система, живой аппарат, обеспечивающий удовлетворение всех родовых и прижизненно возникающих потребностей и психическую деятельность человека.

Организм состоит из огромного числа клеток различного строения, в зависимости от того, какие функции выполняют те или иные ткани - мышечные, нервные, костные, различных внутренних органов.

Организм человека обладает несколькими основными свойствами. Рассмотрим их.

Раздражимость - способность отдельных клеток, тканей и органов реагировать на действия раздражителей (физических, химических и др.) и при определенных условиях (сила и длительность раздражения, уровень возбудимости живой ткани) изменять уровень физиологической активности.

Возбудимость - способность клетки, ткани, целостного органа или всего организма отвечать на действия раздражителя реакцией возбуждения.

Внутренним содержанием возбуждения является изменение интенсивности процессов жизнедеятельности в клетках тканей. Для мышечной и железистой тканей возбуждение является лишь начальным этапом сократительной или секреторной активности. Для нервной ткани процесс возбуждения является основной формой проявления жизнедеятельности.

В нервной ткани возбуждению противостоит противоположный Физиологическому содержанию процесс - торможение.

Если возбуждение нервной клетки приводит иннервируемую структуру в деятельное состояние, то процесс торможения вызывает прекращение ее деятельности.

Мера возбудимости определяется минимальной силой раздражителя, которая способна вызвать возбуждение. Эта мера называется порогом раздражения.

Саморазвитие и саморегуляция организма. В организме человека заложена от природы программа, по которой он самостоятельно регулирует свою жизнедеятельность и собственное развитие по мере взросления. Эта программа закладывается в плод уже при зачатии и при благоприятных условиях жизни полностью выполняется - вплоть до смерти, а при неблагоприятных или не очень благоприятных условиях жизни она либо вовсе не выполняется или выполняется с искажениями.

Программа регуляции осуществляется с помощью гомеостатических механизмов, которые обеспечивают гомеостаз - способность сохранять относительное постоянство состава внутренней среды и свойств организма. Границы гомеостаза являются динамическими, и при изменении внешних условий организм не уравновешивается с ними, а активно противодействует их влиянию.

Для этого организм, используя свободную энергию, выполняет постоянную работу, направленную на сохранение устойчивой неравновесности, когда под воздействием внешних условий сдвиги в отдельных функционирующих системах выходят за рамки гомеостаза. Например, при выполнении мышечной работы частота пульса может увеличиваться до 200 и более ударов в минуту, на большом морозе температура тела значительно увеличивается, а при жаре усиливается потоотделение.

Программа саморазвития организма и отдельных его органов называется программой созревания человека. Она проявляется в том, что человек от зачатия до смерти проходит через ряд возрастных этапов развития, и каждый его орган также проходит определенный закономерный процесс развития.

Адаптация - приспособление к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Она обеспечивается автоматизированными самонастраивающимися и саморегулируемыми системами организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и другими.

Адаптация - это, с одной стороны, изменения в деятельности отдельных органов под воздействием факторов внешней среды, а с другой - сохранение гомеостаза, перевод организма на новый уровень функционирования для поддержания динамического равновесия.

Осуществление деятельности отдельных органов организма производится с помощью рефлекторных реакций. У человека от рождения имеется ряд безусловных рефлексов, обеспечивающих работу основных систем организма (дыхания, кровообращения и других). Кроме этого, у него имеются пищевые (в грудном возрасте - сосательный), защитные, ориентировочные и некоторые другие безусловные рефлексы.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Методика формирования морфологического строя речи
Ученые-методисты рекомендуют учителям проводить работу над закреплением грамматических моделей систематически, на каждом уроке и обязательно включать в домашние задания во всех классах. Изучение грамматических форм чаще всего выделяется, как самостоятельная часть урока, но в некоторых случаях может ...

Методические рекомендации по введению жанров богослужебных и духовных песнопений в курсы музыкально-теоретических дисциплин
Начавшееся в конце ХХ века возрождение звучания сочинений, созданных для церкви, в настоящее время стало ярким фактором современной культурной жизни. А восстановление прежнего социального статуса церкви привлекло к ней нового поколение людей. В этой связи становится очень важным формирование у моло ...

Методическое осмысление вопроса формирования и развития грамматического строя речи школьников
В свою очередь исследователь-методист Е.Е.Вишневская выделяет три типа уроков формирования грамматического строя речи: уроки знакомства с новым материалом (с новым видом грамматического обобщения) уроки закрепления практических грамматических умений уроки повторения и контроля усвоения грамматическ ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru