Современная экология – обширный междисциплинарный научный комплекс. Наряду с общей экологией, исследующей отношения организмов и условий среды на уровне особей, популяций, биоценозов и экосистем, этот комплекс включает прикладную экологию и социальную экологию. Столь широкий круг проблем экологии привел к тому, что в школах Российской Федерации нет специального предмета «Экология» и получил распространение так называемый интегрированный вариант экологического образования. При этом варианте практически все предметы составляют единое образовательное экологическое пространство.
Большая роль в экологическом образовании отводится химии, т.к. в основе любых процессов, протекающих в организме и экосистеме, лежат химические реакции. На уроках химии наиболее целесообразно изучать вопросы, связанные с химическим загрязнением окружающей среды, знакомиться с методами мониторинга загрязнения и способами снижения его пагубного влияния на живые организмы, включая человека.
На уроках химии с учащимися профессионально можно обсуждать новые малоотходные технологии производства и методы очистки жидких стоков и газовых выбросов, а также проблему утилизации твердых отходов. На уроках химии надо рассматривать биосферные круговороты веществ и последствия влияния на них человека, химизацию сельского хозяйства, проблемы энергетики с использованием углеродистых энергоносителей и водорода.
Экологическая составляющая содержания образования.
Общая экология.
Химические процессы и потоки энергии в экосистеме. Дыхание и фотосинтез. Роль озона. Потоки энергии. Экологическое равновесие в экосистеме как проявление принципа Ле Шателье-Брауна.
Биосфера и влияние на нее человека. Круговорот углерода, азота и фосфора. Влияние аэрозолей на состояние озонового слоя атмосферы. Проблема парникового эффекта. Роль лесов. Фотодиссоциация кислорода как фактор разрушения озонового слоя. Проблема загрязнения Мирового океана.
Прикладная экология.
Энергетика. Полезные ископаемые – источники углеводородов. Экологические проблемы нефтедобычи, транспортировки нефти и газа, нефтепереработки. Метан как составная часть природного газа и биогаза. Топливные элементы. Проблемы экологически чистого топлива. Водородная энергетика.
Химическое загрязнение окружающей среды и методы его уменьшения.
Классификация загрязняющих веществ и экологические нормативы.
Загрязнение атмосферы. Оксиды серы и азота как загрязнителя атмосферы и причины кислотных дождей и туманов. Фреоны. Аэрозоли.
Загрязнение воды. Оксиды фосфора как загрязнители воды. Загрязнение воды синтетическими моющими средствами. Загрязнение окружающей среды ионами тяжелых металлов. Жесткость воды и способы ее устранения. Активированный уголь и бытовые фильтры.
Загрязнение жилища. Загрязнение воздуха газовыми плитами и табачным дымом.
Химические производства как факторы загрязнения окружающей среды и возможности их экологизации. Очистные сооружения. Механическая очистка. Химическая очистка. Биологическая очистка.
Влияние загрязнения окружающей среды на генотип и генофонд растений, животных и человека.
Радиоактивное загрязнение окружающей среды.
Проблема утилизации отходов. Утилизация гальванических элементов и аккумуляторов. Ядерные отходы. Состав и количество бытового мусора.
Экология сельского хозяйства. Роль химии в сельском хозяйстве.
Социальная экология.
Экология человека. Влияние отдельных химических элементов на здоровье человека. Влияние оксидов на живые организмы. «Оловянная чума». Фенол, бензол, антифризы. Краски и растворители. Этанол и проблема алкоголизма. Экологически чистые продукты питания. Натуральная пища и синтетические заменители. Биодобавки. Снижение иммунитета человека под влиянием загрязнения окружающей среды, развитие аллергических, онкологических и других заболеваний. Проблема СПИДа.
Образование, педагогика, воспитание:
Когнитивно стилевой подход
Кстати, когда мы говорим о когнитивном стиле или о типе мышления, следует учитывать, что индивидуальный стиль окрашивает индивидуальную специфику и восприятия, и переработки, и воспроизведения той или иной информации. Каждый вышележащий уровень психического развития содержит в себе — в более развер ...
Трудности овладения учащимися старших классов чтением иноязычных
художественных текстов
При обучении иностранному языку чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности и занимает одно из главных мест по своей важности и доступности. Задача учителя при этом заключается не только в том, чтобы научить учащихся читать и понимать тексты на изучаемом языке, но и привить ...
Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к обучению
иностранному языку
Личностно-деятельностный подход основывается на системном представлении явлений, содержание которых составляют исследования психологии, психолингвистики и гуманистической педагогики. Психологические основы подхода заложены работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина ...