Таблица 3
Поурочное планирование экологического материала в предмете «Химия» (VIII-XI классы)
Тема урока |
Обсуждаемые экологические вопросы |
VIII класс | |
Экспериментальное подтверждение сложности строения атома |
Радиоактивность, ее влияние на организмы |
Кислород в природе |
Значение кислорода в живой природе. Дыхание и фотосинтез. Загрязнение атмосферы. Проблема экологически чистого топлива. Озон и его влияние на атмосферу. Проблема разрушения озонового слоя |
Применение кислорода |
Топливные элементы. Источники химического загрязнения жилища: газовые шиты, табачный дым и др. |
Применение водорода |
Водородная энергетика. Топливные элементы |
Вода в природе. Очистка природной воды |
Проблема загрязнения и очистки воды. Загрязнение Мирового океана. Классификация загрязняющих веществ и экологические нормативы (ПДВ, ПДЦ, ПДК, понятие ИЗА). Уровень загрязнения воды в городах |
Значение воды. Охрана водных ресурсов |
Проблема рационального использования водных ресурсов. Очистные сооружения. Механическая, химическая и биологическая очистка |
Ионизация кислот, оснований и солей в водных растворах |
рН среды как экологический фактор |
Органические и неорганические вещества |
Представители неорганических и органических веществ - загрязнители окружающей среды |
Оксиды |
Угарный газ, оксиды серы, азота и фосфора, свинца, хрома и других металлов как загрязнители атмосферы. Биологическое значение углекислого газа |
Кислоты |
Биологическое значение кислот. Кислотные дожди |
Соли |
Биологическая роль солей в живых организмах. Соли тяжелых металлов как загрязняющие вещества |
IX класс | |
Энтальпийный и энтропийный факторы. Свободная энергия |
Энергетический обмен в организме и экосистеме. Проблема парникового эффекта атмосферы |
Скорость химических реакций и ее зависимость от различных факторов |
Влияние внешних условий на химические процессы в живой природе |
Химическое равновесие |
Экологическое равновесие. Принцип Ле Шателье - Брауна применительно к экосистеме |
Электрохимические процессы. Гальванический элемент |
Проблема утилизации гальванических элементов и аккумуляторов |
Электролиз |
Влияние электрического тока на живой организм |
Коррозия металлов и меры борьбы с ней |
Коррозия металлов как источник загрязнения. Биологическая коррозия. «Оловянная чума» |
Соединения галогенов в природе. Получение и применение галогенов |
Фреоны. Аэрозоли, их роль в загрязнении окружающей среды |
Общая характеристика элементов VI А группы |
Фотодиссоциация кислорода как фактор разрушения озонового стоя |
Характеристика соединений серы |
Оксиды серы как загрязнители атмосферы, кислотные дожди и туманы |
Соединения азота и фосфора в природе |
Оксиды азота и фосфора как загрязнители воды и воздуха, их вклад в образование кислотных дождей и туманов. Влияние оксидов на здоровье человека. Соединения мышьяка, их биологическое и медицинское значение. Круговорот азота и фосфора в природе |
Круговорот углерода в природе |
Круговорот углерода. Активированный уголь и бытовые фильтры. Табачный дым как источник загрязнения жилища |
Минеральные удобрения |
Минеральное питание растений. Проблема истощения и загрязнение почв. Почвы и почвообразующие породы. Плодородие почв |
Жесткость воды и способы ее устранения |
Жесткость воды. Виды жесткости и способы ее определения и устранения |
Металлы побочных подгрупп |
Загрязнение окружающей среды ионами тяжелых металлов |
Природные источники углеводородов |
Полезные ископаемые - источники углеводородов. Экологические проблемы нефтедобычи, транспортировки нефти и газа, нефтепереработки |
Сложные эфиры и жиры |
Экология пищевых продуктов |
Углеводы |
Фотосинтез как биохимический процесс |
Образование, педагогика, воспитание:
Национальные сказки, их значения для всеобщего развития ребенка
Этнопедагогика народа, создаваемая веками, включает в себя множество элементов, составляющих единую систему воспитания подрастающего поколения. Задача ставилась одна: вырастить человека, способного выжить в этом (часто враждебном) мире. И всё это - через участие в сложной системе религиозных (реже ...
Дезонтогенез речевого развития детей при легкой степени умственной
отсталости у детей
Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Он позднее и менее активно вступает в эмоциональный контакт с матерью. Исследователи отмечают, что в возрасте около года звуковые комплексы, произносимые детьми, бедны и характеризуются сниженной эмоцио ...
Анализ учебно-методических пособий для проведения элективных курсов по
математике
В настоящее время литературы, связанной с элективными курсами сравнительно немного, так как данные курсы вошли в жизнь школы сравнительно недавно, и многие учителя (как показал анализ анкет) не проводят их, то есть нет опыта преподавания в данной области. Мы обратились к анализу учебных пособий по ...