Уже в конце первого года ребенок тянется к красочной картинке, радуясь изображению. Малыш не сразу отличает реальный предмет от его изображения на картинке. Он относится к рисунку как к игрушке, к вещи, пытаясь взять нарисованный мячик, укусить яблоко. С помощью взрослого малыш постепенно устанавливает связь между предметом, его графическим изображением и соответствующим названием. Это важно для развития мышления, для формирования первых общих представлений.
Картинка помогает закреплению представлений детей о предметах. Под руководством воспитателя с помощью картинки осуществляется более расчлененное, детальное восприятие качеств предмета (форма, величина, цвет и др.) и его состояния. Тем самым рассматривание картин способствует развитию более устойчивого, сосредоточенного внимания.
Картины вызывают у ребенка радостные эмоции, с помощью картины обогащается словарь малыша. От взрослых он узнает название предметов, действий, качеств, постепенно начинает сам активно называть изображенное, отвечать на вопросы.
Использование картинки для развития речи ребенка имеет даже некоторое преимущество перед игрушкой. Дети, рассматривая картинку, охотно говорят, в то время, как игрушкой им, прежде всего, хочется поиграть, а не рассказывать о ней.
Картинки, благодаря своей образности, красочности являются ценным средством воспитания художественного вкуса. Картинки для маленьких должны быть красочными и хорошо выполненными в художественном отношении.
Вот некоторые игры с использованием картинок.
Предметные картинки
Работа с картинками строится на основе принципов от простого к сложному и от частного к общему. Вначале детям предлагаются изображения тех предметов, которые наиболее часто встречаются в их повседневной жизни, с которыми они действуют в разных ситуациях и видят их в разных сочетаниях. Это, прежде всего изображения отдельных предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, предметов домашнего обихода, животных (живущих рядом) и др. Далее изображения подбираются как серии обобщений: «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Животные» и т.п.
Ниже приводятся примеры игр с предметными картинками. Цель
таких игр – вырабатывать у детей представление о величине, цвете, различных состояниях предметов; обогащать словарь названиями качеств, действий; учить произносить короткие предложения.
Посуда для куклы
Цель:
Учить детей находить знакомые предметы посуды на картинках по словесному указанию, дать представление об их использовании, активизировать словарь.
Оборудование:
Набор предметных картинок из серии «Посуда», кукла.
Ход:
Воспитатель говорит, что кукла будет обедать и предлагает детям подобрать картинки с изображением тех предметов посуды, которые понадобятся кукле для того, чтобы поесть, например, суп. Ребенок указывает на картинки с изображением тарелки и ложки. Воспитатель активизирует речь ребенка, задавая вопросы: «Что нарисовано на картинке? (тарелка и ложка). Для чего нужны тарелка и ложка? (чтобы есть суп) и т.д.
Кто с нами рядом живет
Цель:
Учить узнавать, показывать и называть животных и птиц, изображенных на картинках.
Оборудование:
Набор предметных картинок из серии «Домашние животные и птицы».
Ход:
Воспитатель задает вопросы по содержанию предметных картинок, а дети на них отвечают, например: «Кто же здесь нарисован? Да, Петушок Золотой гребешок. А как он кричит? Ку-ка-ре-ку!» и т.д. «Покажи, где нарисована собачка. Правильно. А как кричит собачка? Ав-ав!» и т.п. (Рис.19)
Что купили на базаре?
Цель:
Продолжать знакомить детей с названиями овощей, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках.
Оборудование:
Набор предметных картинок из серии «Овощи», натуральные овощи или их муляжи.
Образование, педагогика, воспитание:
Методические аспекты изучения персоналий в школьном курсе истории
Главный элемент содержания исторического образования – знания. Они включают в себя сведения, познания в области истории, концентрируя социальный опыт человечества. Знания создают научную картину развития общества, дают представление об исторической действительности и предполагают постижение её чело ...
Инновационный процесс и его особенности
Инновационный процесс в сфере образования - это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания. Цель инновационного процесса в образовании - кардинальные изменения сложившихся традиционных элементов образовательной систем ...
Игры, развивающие речевое дыхание
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот. Ниже приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагается подуть на различные пр ...