Золотая педагогика

Место видеометода в системе педагогических методов

Другое о педагогике » Использование видеометода в учебно-воспитательном процессе » Место видеометода в системе педагогических методов

Страница 1

Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приёмов воспитательной работы, которые используются в процессе разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.

До сих пор наиболее распространенным классификатором методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы. Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практике.

I группа

Словесные методы

Рассказ, беседа, инструктаж и др.

II группа

Практические методы

Упражнение, тренировка, самоуправление и др.

III группа

Наглядные методы

Иллюстрирование, показ, предъявление материала, видеометод и др.

Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности: методы формирования сознания, поведения и чувств. Это тоже широко распространенное деление.

I группа

Методы формирования сознания

Рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование, видеометод и др.

II группа

Методы формирования поведения

Упражнение, тренировка, самоуправление и др.

III группа

Методы формирования чувств (стимулирования)

Одобрение, похвала, порицание и др

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.

Исходя из вышесказанного, можно вывести систему общих методов воспитания, где выделяется несколько групп методов, положив в их основу целостную структуру деятельности:

методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации, видеометод);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Среди наглядных методов воспитания все чаще начинают выделять «видеометод». С интенсивным развитием видеотехнической аппаратуры он выделяется из демонстрационного метода в самостоятельный. В основе его находятся экранные источники информации (фильмоскопы, кодоскопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде подавать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу.

Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции. Метод покоится преимущественно на наглядном восприятии информации. Он предполагает как индуктивный, так и дедуктивный пути усвоения знаний, различную степень самостоятельности и познавательной активности учащихся, допускает различные способы управления познавательным процессом. По сути речь идёт уже не о методе, а о комплексной дидактической технологии .

Кроме этого хочется отметить, что в настоящее время преподаватели сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. И поддерживать интерес к занятиям, развивать познавательные интересы учащихся – это одна из задач воспитательного процесса. И только творческий подход к построению учебных и внеклассных мероприятий, их неповторимость, насыщенность многообразием приёмов, методов и форм могут обеспечить эффективность решения данной задачи. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из способов это применение видеофильмов, мультимедиа технологий которые дают возможность повысить степень активности учащихся в образовательном процессе. А это позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Деятельностная методика
Деятельностная методика обучения английскому языку имеет своей основой деятельностную концепцию учения, представленную теорией поэтапного формирования умственных действий. Опираясь на эту теорию, на протяжении нескольких лет, велась разработка технологии обучения, которую затем назвали деятельностн ...

Апробация методики по формированию коммуникативной полноценности речи на основе ИЗО занятий
Задачи формирующего этапа исследования были следующие: 1. Раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного подхода на уроках развития речи. 2. Определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции. 3. Проверить эффективность методики экспериментальной работы. На формирующ ...

Специфика и средства полового воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста
Проблема полового воспитания включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качест ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru