Золотая педагогика

Процесс развития познавательной деятельности учащихся

Страница 1

Развитие учащихся - многомерный процесс, который зависит от особенностей их нервной системы, индивидуальных особенностей, воспитания. Поэтому показателей, по которым можно судить об уровне развития учащихся, несколько. Важнейшее из них – качество знаний и умение использовать их в новых учебных ситуациях.

В практике преподавания, как правило, учитываются три уровня познавательной деятельности учащихся.

Первый уровень – первоначальное усвоение учебных знаний и способов действий. Это репродуктивный уровень развития познавательной деятельности учащихся. Результатами этого этапа усвоения становится понимание изученного.

Второй уровень – процесс совершенствования знаний. Его называют продуктивным несамостоятельным уровнем развития познавательной деятельности.

Третий уровень – процесс полного овладения знаниями. Это продуктивный самостоятельный уровень развития познавательной деятельности учащихся. Он характеризует тех из них, кто обладает умениями осуществлять перенос знаний с набольшей глубиной, широтой и самостоятельностью. Проверить знания учащихся можно с помощью специально подобранных заданий, в которых предусмотрены описания, объяснения и самостоятельное применение учащимися учебных знаний и умений.

Самостоятельность в действиях учащихся проявляется в умении использовать знания или сформированные приемы работы. Глубина действия определяется умением учащихся устанавливать между знаниями определенные связи. При развитии уровня познавательной деятельности учащихся развивается и их самостоятельность.

Развитие самостоятельности учащихся предполагает учет следующих показателей: уровня развития мыслительных операций, характера познавательной деятельности, степени руководства учителя.

Учет индивидуальных особенностей учащихся предполагает учет его возможностей для дальнейшего их развития.

Возможности учащегося

Главные

Дополнительные

Приемы мышления

сравнение

абстрагирование

обобщение

анализ

синтез

выделение главного

конкретизация

систематизация

классификация

Психические процессы

ощущение

восприятие

память

мышление

речь

воображение

Возможности учащихся складываются из знаний, умений, интуиции и эвристических процессов.

Знания – это отражение в мышлении человека объективного мира.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Правильная постановка задач на уроке
Нередко активность учащихся на уроке снижается из-за того, что учитель допускает ошибки при постановке задачи. Л.В. Вишнева выделяет наиболее типичные из них: 1. Учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которая должна быть решена. ...

Виды пальчиковых игр
У новорожденного ручки всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Таким образом, малыша можно даже немного приподнять. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Пальчиковые игры интересны и ...

Особенности социализации детей дошкольного возраста
Зарубежные исследователи выделяют отличительные особенности социализации детей от взрослых (Брим Г., Парсонс Т., Эриксон Э.). Социализация детей связана, по их мнению, с формированием таких регуляторов поведения как ценности, нормы, установки, характеризуется отсутствием критичности, акцент делаетс ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru