Золотая педагогика

Процесс развития познавательной деятельности учащихся

Страница 2

Умения – это характеристика выполнения человеком определенных действий, осознанное применение знаний на практике.

Эвристические (творческие) задачи – это такие для решения, которых имеющихся знаний и умений недостаточно. Решение таких задач осуществляется с помощью особых эвристических приемов.

Интуиция – это такое протекание эвристического процесса, при котором поиск способа решения творческой задачи происходит так, что некоторая часть этого процесса не осознается человеком, и лишь тогда, когда решение им найдено, оно как бы всплывает из подсознания и осознается как нечто неожиданное. Умения – это имеющиеся у учащегося возможности для решения задач изученных типов. Способности – это потенциальные возможности для решения любых задач.

Способности и умения взаимообусловлены: без наличия определенного уровня их развития у учащегося не могут формироваться умения и наоборот. Овладение учащимися знаниями и умениями, формирование у них интуиции и эвристических процессов во многом зависят от развития их творческих процессов.

Приобретение определенного объема знаний и есть цель образования. Необходимо, чтобы знания стали для учащихся инструментом взаимодействия с окружающим миром. А для этого нужно формировать умения применять полученные знания. Именно степень овладения умениями применять знания позволяет судить о качестве усвоения учащимися учебного материала и направлять процесс их учения.

Очень часто учителя химии обращают внимание на формирование знаний учащихся и гораздо меньше – на формирование умений. Сокращение числа часов в учебном плане, отводимых на изучение химии, объективно способствует такому положению. Поэтому так важны методические приемы, позволяющие при катастрофическом недостатке времени сосредоточить максимум внимания учителя на активизации мыслительной деятельности учащихся, на организации их самостоятельной работы по приобретению и применению знаний в различных условиях.

Школьный курс химии дает прекрасную возможность организовать частично-поисковую и исследовательскую деятельность учащихся, так как логика его построения такова, что приходится постоянно повторять применительно к конкретным веществам некоторые основные понятия.

Нужно организовать познавательную деятельность учащихся не на репродуктивном, а на творческом уровне, обеспечить их максимальную самостоятельность, поскольку только самостоятельная деятельность развивает способности. В IX и X классах часто можно использовать самостоятельную работу учащихся при изучении нового материала. Таким образом, у учащихся формируются умения применять ранее полученные знания в новых условиях.

Самостоятельная познавательная деятельность учащихся способствует более осмысленному и заинтересованному изучению материала, приобретению навыков самообразования; повышает прочность и осознанность знаний; вырабатывает навыки общения.

Необходимость использования в учебном процессе самостоятельной работы учащихся с учебником не вызывает сомнений. Учебник – это основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приемами познавательной деятельности. В процессе обучения учебник выполняет информативную, обучающую, развивающую и воспитывающую функции.

Умение учащихся работать с учебником во многом зависит от того, как эту деятельность организует учитель.

Проводить работу с учебником можно на каждом уроке, исходя из его задач.

Работа с учебником необходима, когда объем учебного материала велик. В этом случае учащиеся могут какую-то часть его проработать на уроке под руководством учителя. Полезно организовать работу с учебником и в том случае, когда текст сложен и требует разъяснения по частям, с привлечением различных средств наглядности. Работа с учебником на уроке важна еще и для того, чтобы научить учащихся использовать книгу при выполнении домашних заданий.

Страницы: 1 2 

Образование, педагогика, воспитание:

Становление пейзажа как жанра изобразительного искусства
В переводе с французского слово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого - воспроизведение естественной или измененной человеком природы. Кроме того, пейзаж - это конкретное художественное произведение в живописи или графике ...

Содержание обучения английскому языку как второму иностранному
Проблема родного языка неизменно возникает всякий раз при разработке методов обучения иностранному языку. Сложность этой проблемы нашла свое отражение в таких методических принципах обучения, как опора на родной язык, его учет или исключение из учебного процесса. Все речевые механизмы учащихся сфор ...

Понятие о технологии осуществления педагогического процесса
Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корр ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru