Золотая педагогика

Роль семьи в полоролевой социализации дошкольников

Страница 1

До сих пор ученые полемизируют: какое понятие шире - полоролевое или половое воспитание. Одни считают полоролевое воспитание составной частью полового, другие убеждены в том, что оно (полоролевое) - более широкая область воспитания по сравнению с сексуальным. Но те и другие едины во мнении: психосексуальное развитие ребенка начинается с первых месяцев его жизни (а то уже и в утробе матери), данная область воспитания - важная, неотъемлемая часть нравственного воспитания (В.Д. Колесов, И.С. Кон, В.А. Сухомлинский и др.), хотя сводить ее только к нравственному было бы неверным (В.Е. Каган), и заниматься ею надо с раннего возраста.

Ведущая роль в половом воспитании детей принадлежит семье, которая опирается на значительную помощь дошкольного образовательного учреждения. Именно семья предопределяет стартовое развитие личности и поведение ребенка в будущем.

«Конвенция о правах ребенка» провозглашает: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Какими бы прекрасными ни были наши детские дошкольные учреждения, самыми главными воспитателями, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, — это такая основа детского мышления, которую в этом возрасте не может заменить никто».

Половое развитие - результат не столько биологических особенностей пола, хотя нельзя принижать роль физиологии и генетики, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей - членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего осознания ими своей половой роли.

Семья - первый по времени и наиболее близкий к ребёнку воспитатель. Решающее значение в полоролевом развитии детей обычно связывается с матерью. Но, мы, всё же, склонны думать именно о семье, а не просто о каждом родителей как воспитателе. Во многих эмпирических исследованиях описаны механизмы и детерминанты, обуславливающие принятие стереотипов полоролевого поведения. Прежде всего, это касается внутрисемейного взаимодействия с родителями другими референтами взрослыми, служащими моделью образа мужчины и женщины. Ребёнок, идентифицируясь с одним из них, овладевает навыком усвоения социальной роли представителя определённого пола, включая самопознание программу выбранного типа поведения.

В этом случае механизмы развития полового самосознания рассматриваются так:

познание своего сходства и различия с представителями различных полов;

типизация и индивидуализация, эмоциональная оценка себя, как представителя определённого пола;

самоутверждение своего «Я» в общении и деятельности.

Являясь главным агентом половой социализации детей, родители несут в себе особую социокультурную и психологическую нагрузку «конструирования» в сознании ребёнка сексуальных установок на:

отсутствие страха перед людьми противоположного пола;

возможность контактировать с людьми противоположного пола;

половую идентичность личности, соответствующую реалистическому восприятию своего собственного пола.

Формирование позитивной половой идентичности, соответствующей своему полу, зависит и от родительских ожиданий. Иногда родители не удовлетворены полом будущего ребёнка и своим разочарованием развивают в нём комплекс неполноценности, если пол ребёнка не совпадает с планами родителей, то во многих случаях взрослые искажают образ пола своего ребёнка. Мальчиков воспитывают по типу женского поведения, а девочки приобщаются к ценностям мужского мира, усваивая мужской тип полоролевого поведения. И в том, и другом случае такие дети, а в будущем и взрослые, неадекватно реагируют на представителей и своего, и противоположного пола. Впоследствии такие люди нуждаются в психологической поддержке и коррекции.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции - это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Дейс ...

Дидактическая игра на уроке труда
Подготовка младших школьников к трудовой деятельности остается одной из основных и актуальных задач современной школы. Началом такой подготовки является формирование у учащихся интереса к труду и потребности овладеть определенными трудовыми умениями. Наиболее успешному осуществлению данной цели спо ...

Ценность младшего школьного возраста
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru