Золотая педагогика

Современные подходы к организации наглядного метода обучения

Другое о педагогике » Наглядный метод в обучении истории » Современные подходы к организации наглядного метода обучения

Страница 1

Проблема использования наглядности на уроках истории является «вечной». Всплеск интереса к этой теме в методической литературе и создание комплектов наглядных пособий для школы пришлись на вторую половину XX века (Н.И. Аппарович, Г.И. Годер, П.В. Гора, Г.М. Донской, Ф.П. Коровкин, Д.Н. Никифоров и др.).

В наш век крайнего индивидуализма и дифференциации единственным методическим выходом из сложившейся «ненаглядной» ситуации является применение личностно-ориентированного подхода в использовании наглядных средств на уроке истории.

Под личностно-ориентированным обучением понимают индивидуальную особенную траекторию усвоения учеником общих заданных основ знаний, умений и ценностных смыслов. Далее будет видно, как можно использовать такой подход в сфере применения наглядности на уроке.

Наиболее распространенным типом исторической наглядности является картина, а при ее отсутствии иллюстрация учебника. При работе с картиной сначала проводится подготовка к ее восприятию (название, автор, смысл демонстрации), затем первичное восприятие (что? где? когда?), далее – осмысление отдельных деталей, их анализ и, наконец, обогащенное понимание целостной картины на основе установленных связей между отдельными частями и ракурсами произведения и вывода из анализа деталей.

Ориентируясь на детей с разными психолого-познавательными возможностями (восприятием, вниманием, воображением и т.д.), учитель истории может использовать картины в виде зрительных опор, материализованных иллюстраций основных идей объяснения учителя, объектов сравнения и анализа, средств создания эмоционального эффекта и источника организации самостоятельной работы учеников.

По одной и той же картине можно давать личностно-ориентированные задания на выбор учащихся. Например:

Как Г.И. Семирадский показал на картине «Похороны знатного руса» высокоразвитую материальную культуру восточных славян? По каким деталям картины мы можем судить о распаде родового строя у славян? Определите на основании картины черты языческой религии.

2. Какие детали на картине К.В. Лебедева «Полюдье» указывают на то, что в IX веке в Киевской Руси уже было государство? Определите на карте место, где могло происходить действие картины.

В соответствии с личностно-ориентированным подходом выделяется два уровня использования картин на уроке истории: 1) описание произведения и извлечение из него информации; 2) осмысление, оценка и использование картин в творческой деятельности. На первом уровне предлагаются следующие личностно-ориентированные типы заданий: на идентификацию типичных представителей определенного времени (мода, стиль), определение по деталям места действия, выявление основной идеи автора по сюжету и деталям.

На втором уровне учитель может использовать личностно-ориентированные задания другого плана: на сравнение изобразительного материала, сопоставление образов событий в различных произведениях, объяснение смысла авторского изображения, установление содержательных и оценочных связей в различных типах изображения, аргументацию с помощью картин своей позиции в полемике и споре.

Приемы работы с различными видами карикатур. В отличие от живописи образ в карикатуре лаконичен, правдив, выразителен и циничен. В плане реализации личностно ориентированного подхода карикатура является идеальным средством для организации обсуждения и дискуссий. В то же время прибалтийские авторы коллективного труда по методике ограждают учителя от легковесности в использовании карикатур: «Карикатуры могут оказаться очень сложным источником, поскольку для их понимания часто необходимы обширные дополнительные знания. Во многих случаях надо суметь понять намеки, стереотипы и аналогии. Иногда юмор уже устарел, поэтому прочтение карикатур является серьезным умением». Для учителя важна степень остроты карикатуры, ее тенденциозность, одностороннее, пристрастное, личностное отношение автора к изображаемому.

Все эти черты карикатуры можно использовать для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Например, в учебнике для XI класса к французской карикатуре 1950-х годов, изображающей танцующего с кинжалами И. Сталина, ученикам предлагается написать эссе с ответом на вопрос: какой стране по воле карикатуриста досталось больше всего кинжалов от танцующего Сталина, и почему именно ей?

Жизненной потребностью современного учителя истории являются элементарные графические навыки, ибо рисование на доске станет постоянной практикой. В схемах учителя привлекает простота исполнения и высокая степень обобщения изучаемых исторических фактов. Личностно-ориентированному подходу отвечают задания, предполагающие творческое, самостоятельное вычерчивание схем и таблиц. Вот примеры таких заданий:

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Роль словесного ударения
Данная методика и приемы работы взяты из разработок К.А. Волковой, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной. Словесное ударение является одним из трех элементов фонетической системы русского языка. Оно вместе с числом слогов, является носителем его ритма. Благодаря ударению осуществляется выделение слов в речи, а т ...

Содержание элективных курсов по математике
Содержание элективных курсов определено программой, разработанной учителем и предусматривает изучение разделов: «Избранные вопросы математики», «Математика в приложениях» и др. К программе прилагается список литературы, рекомендованный для изучения темы элективного курса, а также примерное содержан ...

Изображение предметов, животных, птиц
Упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, считалочками, ритм которых соответствует ритму выполняемого упражнения. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Нужно добиваться, что ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru