Золотая педагогика

Современные подходы к организации наглядного метода обучения

Другое о педагогике » Наглядный метод в обучении истории » Современные подходы к организации наглядного метода обучения

Страница 2

Где бы вы построили свой замок на месте феодала? На плане представлены: холм, лес, пересечение дорог и низина;

Где мог возникнуть средневековый город? На рисунке: замок феодала, пересечение дорог, монастырь, мост через реку, древнеримское укрепление.

Продуктивным направлением реализации личностно-ориентированного подхода является заполнение недостающих звеньев в схемах и таблицах. На современном уроке также можно использовать предложенные В.В. Шоганом ассоциативные схемы, под которыми понимается «схематическое тождество настоящего и прошлого, в них используется некий актуальный знак близкий и понятный детям». В качестве примера автор приводит схему «Падение Римской империи» в виде здания в римском стиле с колоннами. В них вписываются причины упадка Рима. Когда причина написана верно, колонна убирается, а когда все колонны будут убраны, «здание империи» падет. В контексте личностно-ориентированного подхода стоит предложить заполнение колонн всем ученикам и выбрать правильно написанные причины. Каждый будет иметь свой вариант причин падения Римской империи. Это средство можно предложить в темах «Падение Византийской империи», «Отмена крепостного права» и др.

В последние годы во многом изменились подходы к работе с картами. Важнейшим средством реализации личностно-ориентированного подхода можно считать прием составления ментальной карты заданного региона, создаваемой каждым школьником. На чистых листах бумаги они вычерчивают объект, обсуждают с одноклассниками, насколько точны детали, определяют наиболее характерные выявленные ими черты региона. После обсуждения ученики сравнивают свои ментальные карты с оригиналом. Ментальную карту можно использовать для диагностики пространственных умений и как средство самовыражения личности.

Таким образом были показаны принципы реализации личностно-ориентированного подхода в применении наглядных средств на уроках истории – творчество, самосознание и опыт ученика в учебной деятельности.

Все большую популярность среди учителей и методистов приобретает проблемный подход в обучении. Стержнем методической конструкции данного подхода является проблема, т.е. вопрос, содержащий внутреннее противоречие. В процессе решения проблемы ученик выполняет определенный содержанием алгоритм учебных действий, изучает необходимый объем материала; тем самым достигаются не только образовательные, но и развивающие цели обучения.

При проблемном построении курса изменяется и структура учебного процесса. Его основными элементами становятся вводно-мотивационный этап, этап организации учебной деятельности с целью решения проблемы и этап контроля-коррекции. Использование средств наглядности делает денную организацию существенно более эффективной. Далее будет рассмотрено на конкретных примерах, как это реализуется практически.

На вводно-мотивационном этапе преподаватель решает следующие задачи:

Дать обобщенную картину содержания, избегая при этом излишней детализации;

Сформулировать исходное противоречие, из которого будет выведена проблема;

Сформулировать саму проблему;

Мотивировать учеников к ее решению.

Для успешного решения этих задач можно использовать условно-графическую наглядность в виде модели. С помощью модели учитель может рассмотреть основную канву событий. Например, взяв тему «Русь между Востоком и Западом» учитель изображает раздробленную Русь, которая подвергается нападениям монголов с Востока и рыцарей с Запада. Нападение с Востока привело к установлению зависимости Руси от Золотой Орды, нападение же с Запада было отражено. Противоречие в том, что Русь смогла отразить нападение более развитого Запада и не устояла перед менее развитыми монголами. Отсюда выводится два возможных варианта формулировки проблемы:

Почему раздробленные русские княжества смогли дать отпор Западу и покорились востоку? Или:

Почему Русь смогла отразить натиск более развитой Европы, но покорилась менее развитым монголам?

Для определения исходного противоречия могут применяться и средства изобразительной наглядности – исторические картины в сочетании с текстом. Например, изучая Византийскую империю в раннем средневековье, можно сопоставить изображение собора Св. Софии и документ о восстании Ника в Константинополе. На этой основе можно сформулировать проблемный вопрос: Византийская империя при императоре Юстиниане I – сильное или слабое государство?

Таким образом, для определения исходного противоречия могут использоваться различные средства наглядности.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Организация обучения математике в основных профилях
Согласно можно выделить несколько групп основных профилей, для которых математика изучается в наиболее приемлемом для этих профилей объёме. Естественно-математический профиль: математика изучается в профильном курсе в течение 12 часов в 2 недели. Технологический профиль: математика изучается в проф ...

Понятие, функции и основные категории дидактики, дидактика высшей школы
По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором «didaktikos» означает поучающий, а «didasko» - изучающий. Впервые ввел его в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635), в курсе лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучени ...

Мультимедиа - средство обучения нового поколения
Современное образование требует изменения подходов к обучению. Прежде всего, следует добиться максимальной активизации и визуализации обучения. Этому способствует применение различных технических средств, позволяющих сократить время изложения нужной информации и современные технологии в образовании ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru