Золотая педагогика

Современные подходы к организации наглядного метода обучения

Другое о педагогике » Наглядный метод в обучении истории » Современные подходы к организации наглядного метода обучения

Страница 3

Этап организации учебной деятельности с целью решения проблемы весьма сложен по своей структуре и включает в себя различные задания. Так, при рассмотрении темы «Византия в раннем средневековье» для ознакомления учащихся с системой управления Византийской империей можно использовать мозаику в Равенне «Юстиниан с придворными». При этом есть два возможных варианта организации учебной деятельности: базовый (предъявление содержания) и в качестве основы для составления задания. В первом случае ученикам говорят о том, что вокруг императора изображены представители трех сил, на которые опиралась его власть. На основании рассказа учащиеся составляют схему «Власть императора в Византии» (таким образом, в процессе изучения изобразительная наглядность трансформируется в условно-графическую). Во втором случае ученикам предлагается самостоятельно соотнести элементы схемы и объекты на изображении.

В контексте использования наглядности для организации учебно-познавательной деятельности учащихся представляют интерес сравнительные графики. Опыт показывает, что условно-графический вид наглядности более эффективен при организации познавательной деятельности, так как в его рамках легче выстраивать новые смыслы, фиксировать новые формы и уровни обобщения, в то время как предметная и изобразительная наглядность содержат в себе уже застывшие смыслы и их готовые интерпретации.

На этапе контроля-коррекции использование наглядности наиболее ограничено, так как при проблемном подходе акцент при проверке делается не на знания, а на умение мыслить, делать обоснованные выводы. Однако для контроля можно использовать задания обобщающего характера к историческим картинам.

Например, при изучении темы «Смутное время» для обобщающего контроля можно использовать картину С. Иванова «В Смутное время». Алгоритм действий учащихся следующий: 1) узнавание и выделение объектов (казаков, поляков, мятежных дворян); 2) характеристика объектов; 3) установление связи между ними; 4) составление описания картины или рассказа по картине. Выполнение этой работы возможно лишь при наличии определенных систематических знаний.

В целом использование наглядности на этапе контроля-коррекции при проблемном подходе разработано недостаточно и представляет поле для дальнейших изысканий.

Таким образом, были рассмотрены два современных подхода к организации наглядного метода обучения: проблемный и личностно-ориентированный. Личностно-ориентированный подход ориентируется на детей с разными психолого-познавательными возможностями. Проблемный подход развивает творческие способности учеников.

Страницы: 1 2 3 

Образование, педагогика, воспитание:

Мышление как процесс решения задач
Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса Трактовка мышления как процесса означает, прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс. Иначе говоря, по ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему ус ...

Активные методы обучения на уроках информатики
Активный метод это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учите ...

Работа над синонимикой существительных как фактор межпредметной интеграции в начальной школе
Синонимической работе в школе традиционно уделяется большое внимание. Но анализ методической литературы и опыта работы учителей показывает, что чаще всего это внимание обращается на синонимику глаголов и прилагательных, работа же над синонимикой существительных оказывается по сравнению с ними значи ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru