Золотая педагогика

История становления и развития музыки православной церкви на Украине и в России

Страница 1

Вопросам истории церковного пения в России и на Украине посвящён ряд работ, созданных в большинстве своём в XIX , начале ХХ веков. Это исследования Д. Аллеманова, В. Металлова, А. Преображенского, Д. Разумовского, Н. Финдейзена. Во второй половине ХХ века эта сфера музыкальной культуры рассматривалась в общем контексте истории отечественной музыки. Наиболее значительными являются работы Н. Герасимовой-Персидской, Ю. Келдыша, Л. Корний, М. Рыцаревой, С. Скребкова. В последние годы появился ряд публикаций, издаваемых Московской Патриархией, в которых разъясняется суть текстов богослужений.

Традиция христианского пения ведёт своё начало с момента появления самой христианской веры. Некоторые современные церковные деятели утверждают, что духовная музыка существовала ещё до сотворения мира как ангельское, херувимское пение, а затем вместе с Иисусом Христом снизошла на землю. Исследователи Библии, на основе изучения её текстов, высказывают мысль, что «музыка, мгновенно сметая любые барьеры, способна проникнуть в сознание человека даже тогда, когда другие средства бессильны».

Единство музыки и церковного ритуала на протяжении тысячелетий создало особый мир богослужения, который мог быть воссоздан даже по одной из его деталей. Об этом в 1877 году писал П. И. Чайковский: «Невозможно не испытать самые трогательные чувства на нашей православной литургии. Люблю я и вечерню. Стоять на субботней вечерней службе в какой-нибудь маленькой деревенской церкви, заполненной дымом кадильницы; теряться в вечных вопросах: что, откуда, почему; внезапный звук из хора выводит из забытья; поэтичность музыки уносит тебя; тихое возбуждение охватывает тебя, когда царские врата в иконостасе отворяются и звучат слова: «Хвалите имя Господне!» Всё это бесконечно дорого мне! Одна из самых моих сокровенных радостей!» .

На Киевской Руси христианство было принято под влиянием Византии (в виде православия) и, в связи с этим, музыкальное оформление церковных служб вначале носило характер заимствования чужих напевов. Д.В. Разумовский, исследователь церковного пения, писал: «Относительно самого пения первенствующей русской церкви нельзя сделать никакого заключения. Ни Константинополь, откуда были присланы певцы русской церкви, ни личность самих певцов, славян по происхождению, не могут сообщить ничего о свойствах и характере первого церковно-русского пения. Несомненно только то, что православная русская церковь не изобрела сама богослужебного пения, но получила его вполне по своему техническому устройству готовым».

В течение столетий на Руси постепенно происходила адаптация этого материала к другому языку, к местным условиям, к стилистическим закономерностям музыкальных распевов путём проникновения в них традиций народной музыки, различных жанров светской сферы музыкального искусства, эволюционного обновления интонационной природы музыки.

«Отцы церкви» очень серьёзно относились к вопросу о месте музыки в христианском Богослужении, в мировосприятии и жизни христианина. Они отмечали значительное влияние музыки на моральное состояние души. Богослужебная музыка считалась одним из основных способов слияния души христианина с божественным миром. Иоанн Златоуст отмечал, что «ніщо так не підносить душу, ніщо так не окриляє ії, не віддаляє від землі, не звільняє від телесних оков, не спрямовує у філософії і не допомогає досягати повного презирства до житейських предметів, як узгоджена мелодія і керований ритмом божественний спів».

Период до XVII века характеризовался господством одноголосия (монодии), в основе которого лежал знаменный и другие распевы. К XVIII веку стали складываться различные виды многоголосия: строчное, демественное и партесное, последнее из которых впоследствии стало господствующим. Его укреплению способствовало много различного рода факторов: церковная реформа патриарха Никона, формирование нового ренессансного мировосприятия, появление более совершенной системы нотной записи.

К этому времени более чётким стало разделение музыкального искусства на церковную и светскую сферы. Каждая из них развивалась параллельно, но постоянно влияя друг на друга. Этому способствовала практика одновременной работы композиторов в обеих сферах, продолжавшаяся вплоть до начала ХХ века.

На первых этапах бытования церковной музыки она была анонимной. К концу XVII века стала закрепляться практика авторского обозначения песнопений. Наиболее известными стали имена украинских композиторов Николая Дилецкого и Симеона Пекалицкого. Их сочинения, дошедшие до нашего времени в виде отдельных хоровых партий (партесов), свидетельствуют о высоком профессиональном мастерстве авторов и высоком уровне художественности их произведений.

Во второй половине XVIII века украинская духовная музыка достигает нового этапа подъёма. В это время в ней сформировался и развился новый стиль, получивший название классицистского. Наиболее яркими представителями этого стиля стали Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, Артемий Ведель. Церковная музыка этого времени отражает этап активного усвоения композиторской техники и достижений западноевропейского музыкального искусства того времени, сплавленных с национальными традициями. Показательным стало обращение композиторов к старинным монодическим напевам, носителям «истинной духовности». В то же время церковная музыка становится более эмоционально выразительной, в ней усиливается лирическое начало.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это прежде всего целеположенность, мотивированность, предметность. Специфической характеристикой педагогической деятельности, по Н.В. Кузьминой, является ее продуктивность. Различают пять уровн ...

Методы, способствующие развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии
Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. ...

Методика обучения английскому языку как второму иностранному разработанная с учетом результатов исследования
Английский язык, как второй иностранный язык, изучается на базе углубленного изучения французского или немецкого языка языка с первого класса. Изучение начинается с шестого класса, когда у учеников уже сформированы навыки и умения на первом иностранном языке. В течение шести лет учащиеся имеют два ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru