Золотая педагогика

Реализация технологии физического воспитания в работе с детьми 5–6 лет с задержкой психического развития

Другое о педагогике » Реализация здоровьесберегающего подхода при работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития » Реализация технологии физического воспитания в работе с детьми 5–6 лет с задержкой психического развития

Страница 1

В РФ действуют специальные образовательные учреждения I-VШ видов. Для обучения и воспитания детей с ЗПР организуются учреждения VII вида: детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад комбинированного вида, в состав которого могут входить об-щеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании; центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников; школы-интернаты для детей с ЗПР, включающие дошкольные группы; комплекс «Детский сад – начальная школа» со специализированными группами; центр медико-психолого-педагогического сопровождения; центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; специализированные ясли; дом ребенка.

Ряд исследователей к основным категориям нарушения развития у детей относят: нарушение интеллекта (умственно отсталые дети); отклонения в познавательном развитии (дети с ЗПР); нарушения зрения; нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата; нарушения речи; эмоциональные расстройства; тяжелые множественные нарушения.

ЗПР у ребенка может быть обусловлена различными факторами. К этиологии стойких нарушений темпа психического развития исследователи относят: патологию беременности и родов, инфекции, алиментарный фактор, возможность генетической обусловленности ЗПР, интоксикации первых лет жизни, слишком молодой или пожилой возраст матери, влияние социальных факторов при неправильном воспитании ребенка в семье.

Уже среди практически здоровых дошкольников, посещающих обычные детские сады, имеются определенный процент (около 16–20℅) характеризующихся отклонениями в формировании определенных высших психических функций, в том числе речевых. Для разностороннего развития личности применяются различные принципы, не последнее место занимают принципы построения оздоровительной системы физического воспитания в образовательном учреждении, которые предполагают осуществление при решении специфических физкультурных задач также и умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Принцип гуманизации и демократизации обязывает отказаться от авторитарного стиля отношений с детьми, педагогических стереотипов. Вся физкультурная работа строится на основе комфортности. Учитывая желания и настроения ребенка, педагогу необходимо знать, «куда и как его вести», и уметь это делать. Демократизация физического воспитания предполагает предоставление педагогу права свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Однако такое право должно гарантировать действительно высокие конечные результаты здоровья, физического развития, двигательной подготовленности детей по сравнению с исходными данными. Она обязывает педагога уметь определить ближайшую зону здоровья, физического и двигательного развития детей; находить наиболее результативные средства, формы и методы воспитания, объединяя их в систему; оценить эффективность используемых методик. Принцип индивидуализации обязывает обеспечить здоровый образ жизни в детском саду каждому из детей с учетом здоровья, развития, интересов.

Показатели физической подготовленности у детей 5–6 лет с ЗПР отличаются от таковых у дошкольников без отклонений и характеризуются их более низким уровнем. Анализ организации физического воспитания дошкольников с ЗПР показал, что в этом процессе имеется ряд недостатков. Так, содержание физических упражнений планируется на основе комплексных и парциальных программ, разработанных для детей без отклонений в развитии: «Программа обучения и воспитания в д/с» (под ред. М.А. Васильевой), «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой), «Здоровье» (В.Г. Алямовская), «Здоровый дошкольник» (Ю. Змановский). В используемых технологиях физического воспитания не учитываются специфические особенности развития дошкольников с ЗПР. Преимущественно применяются традиционные формы работы (классические физкультурные занятия, утренняя гимнастика), мало внедряется сюжетно-образных, игровых и вариативных форм проведения физкультурных занятий, не формируется положительная мотивация к предстоящей деятельности. Объем, интенсивность и кратность физических нагрузок неадекватны возможностям организма дошкольников с ЗПР, что приводит к утомлению, гипервозбудимости у одних детей и вялости у других, проявлению негативных эмоций, нарушению поведения. На физкультурных занятиях недостаточно внимания уделяется коррекции психоэмоциональной и социальной сфер личности ребенка. Методика проведения разных форм работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста коррекционных групп соответствует общепринятой для детей без отклонений в развитии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Обследование эмоциональной сферы ребенка
Приведенные задания позволяют исследовать эмоциональное развитие детей (в пределах обозначенных эмоций). Если во время выполнения заданий у ребенка проявляются замкнутость, резкая смена настроения, частые вспышки раздражения, гнева, то это свидетельствует о том, что ему необходимы внимание и особый ...

Цели образования и структурные элементы содержания общего образования
В Концепции модернизации российского образования до 2020 года, исходя из роли образования в развитии российского общества, тенденции мирового развития, определяются, новые социальные требования к системе образования в России. Развивающемуся российскому обществу нужны современно образованные, нравст ...

Особенности методики организации занятий по обучению спортивным играм
Согласно примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Детство", которая полностью соответствует Федеральным государственным требованиям, образовательной области "Физическая культура" для детей старшего дошкольного возраста предусмотрены спортивные уп ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru