Свою работу мы начали с анализа психолого-педагогической литературы. Проблеме формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посвящены труды ряда известных педагогов, ученых. В свете их взглядов мы рассмотрим проблему экологического воспитания, его влияние на становление личности ребенка и психолого-педагогическое обоснование возможности усвоения дошкольниками представлений экологического характера.
Что же такое экологическое сознание, экологическая культура и экологические представления и как их нужно понимать применительно к области дошкольного воспитания?
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по - разному. В научной литературе существует много определений. Мы приведем определение академика Меркурия Сергеевича Гилярова. Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Вопрос экологического сознания с методологических позиций обсуждается в монографии «Экологическое знание и сознание» (В.И.Окладников, профессор кафедры, доктор мед. наук). Автор показывает, что экологическое сознание – это общественное сознание, которое отражает взаимоотношения человека с природой в динамике их развития. Вскрывая экологические противоречия, оно направляет мысль на поиск оптимальных способов взаимодействия с природой. Автор указывает, что экологическое сознание может складываться двумя путями: стихийным и сознательным, которое формируется посредством целенаправленного воспитания и образования. Его формирование должно опираться на научные, идеологически интерпретированные знания. Изменение непосредственной практической деятельности по отношению к природе, выработка активной жизненной позиции ускоряют процесс формирования экологического сознания.
Большой вклад в разработку методики экологического воспитания детей внесли Н.Н. Поддъяков, С.Н.Николаева, Н.Н. Кондратьева и другие исследователи.
Традиционно возрастные рамки раннего дошкольного возраста ограничиваются психологами периодом от одного до трех лет.(4) В этом раннем возрасте происходит активное овладение активной речью (ее грамматической и лексической и др. сторонами), которая становится важнейшим средством общения. В рамках предметной деятельности, которая является ведущей в данном возрасте, развиваются все основные психические процессы и новые виды деятельности: процессуальная игра, целенаправленность, самостоятельность, творческие способности и др.
Психическое развитие детей раннего возраста наиболее успешно изучалось в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, С.Л. Новоселовой, Л.Н. Галигузова и др.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Образование, педагогика, воспитание:
Понятие и структура межкультурной компетенции
Глобализация – это процесс возрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Суть глобализации заключается в расширении взаимосвязей и ...
История хоккея
История хоккея с шайбой является одной из самых оспариваемых среди всех видов спорта. Традиционно местом рождения хоккея считается Монреаль. Однако ещё на некоторых голландских картинах XVI века изображено множество людей, играющих на замёрзшем канале в похожую на хоккей игру. Но, несмотря на это, ...
Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Игровые технологии применяются на уроках как в начальной школе, так и в среднем и старшем звене. Но в нашей работе мы рассмотрим подробно игровые технологии в младшем школьном возрасте. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. ...