Для проверки выдвинутой гипотезы нами было проведение пилотное экспериментальное исследование для трех экспериментальных групп. Исследование проходило с 11 сентября 2006 года по 10 мая 2007 года.
Было составлена экспериментальная выборка участников исследования. Принцип формирования выборки – направленная.
Принцип подбора участников экспериментальной выборки:
1. возраст от 10-12 лет;
2. обучение в школе по программе Д.Кабалевского.
Выбор программы Д.Кабалевского определялся тем, что данная программа не содержит специального блока развития креативности и представляет в своем содержании весь спектр музыкальной деятельности детей. Таким образом мы хотели исключить специально организованное педагогическое воздействие на развитие креативности.
В состав экспериментальной выборки вошли 16 человек, учеников 5,6,7 классов школ города Коломна и города Москвы.
Из них 6 человек посещали музыкальную школу по классам разных музыкальных инструментов.
3 человека музыкальную школу не посещали, но занимались в студии эстрадного пения в школе.
7 человек музыкальную школу не посещали и дополнительно никакие музыкальные кружки, студии не посещали.
Нами было проведено предварительное разделение экспериментальной выборки на 3 группы на основе проведенной предварительной анкеты.
В 1 Экспериментальную группу 1ЭГ вошли дети, которые не посещали музыкальную школу. Их предметные музыкальные знания были на низком уровне, отношение к музыкальным занятиям в школе отмечалось детьми как положительное.
Во 2 Экспериментальную группу 2ЭГ вошли ученики, которые посещали эстрадную студию, охотно и часто выступали на школьных мероприятиях. Хотя эти участники эксперимента отмечали большую роль музыки в своей жизни, рассматривали музыку даже как способ профессионального труда, однако их специальные музыкальные знания были на очень низком уровне. Преподаватель эстрадной студии отметила большое желание петь у участников эксперимента, однако, уровень музыкальной подготовки и музыкальных данных отметила как средние.
В 3 Экспериментальную группу 3ЭГ вошли дети, систематически посещающие музыкальную школу. Было проведено устное интервью с педагогами-инструменталистами, которые хорошо отозвались о музыкальных способностях, прилежании участников эксперимента. Однако, отметили, что никто из учеников не планирует профессионально заниматься музыкой в будущем. Никто из педагогов не отмечал выдающихся исполнительских музыкальных успехов своих учеников.
Таблица № 1. Группы участников эксперимента:
|
№ |
Название группы |
Количество участников |
Описание группы | |
|
чел |
% от общего состава выборки | |||
|
1. |
1 Экспериментальная группа 1ЭК |
7 |
43,75% |
Ученики не посещают музыкальную школу, специальными музыкальными знаниями не обладают, положительно относятся к музыкальным занятиям в школе, музыкальную культуру рассматривают как способ организации досуга человека. |
|
2. |
2 Экспериментальная группа 2ЭК |
3 |
18,75% |
Ученики посещают студию эстрадного пения, специальными музыкальными знаниями не обладают, знания музыкальной грамоты на низком уровне, положительно относятся к музыкальным занятиям в школе, музыкальную культуру рассматривают как способ организации досуга человека, как форму профессионального труда |
|
3. |
3 Экспериментальная группа 3ЭГ |
6 |
37,5% |
Ученики посещаю музыкальную школу, обладают специальными музыкальными знаниями на хорошем уровне, положительно относятся к музыкальным занятиям в школе, придают большое и разнообразное значение роли музыкального искусства в жизни человека. |
Образование, педагогика, воспитание:
Анализ профессионального образа педагога на примере средней общеобразовательной
школы
Учитывая, что не каждый педагог целенаправленно задумывается о формировании собственного профессионального имиджа, следует при исследовании акцентировать внимание педагогов на определенные высказывания, касающихся восприятия учащимися некоторых характеристик личности педагога. Суждения, представлен ...
Коррекция психофизических недостатков умственно
отсталых младших школьников средствами физических упражнений
Учитывая состояние диагностики состояния физического развития умственно отсталых младших школьников мы проводили уроки ритмики в течение третьей четверти 2000/2001 учебного года, используя упражнения, предложенные Е.С. Черником ( ), музыкально-двигательные упражнения Е.П. Раевской ( ), занятия ритм ...
Деятельностная методика
Деятельностная методика обучения английскому языку имеет своей основой деятельностную концепцию учения, представленную теорией поэтапного формирования умственных действий. Опираясь на эту теорию, на протяжении нескольких лет, велась разработка технологии обучения, которую затем назвали деятельностн ...