Золотая педагогика

Анализ психолого-педагогической литературы

Страница 1

Период с 2 до 3 лет характеризуется интенсивностью физического и психического развития ребенка. При правильно организованной жизнедеятельности ребенка активно происходит развитие движений (И.А. Скворцов 1995; Ф.А. Богомолова, Ю.Ф. Кутафин 1998; Л.Н. Павлова 2000; Б. Спок, 2001; П. Спенсер 2002). Рост малыша в 2 года по данным О.В Еремеевой и А.В. Митрошенкова (1997) составляет у мальчиков 85-88 см, в 3 года 95-98 см. У девочек в 2 года 83-88 см, в 3 года 92-97 см. Масса тела ежегодно увеличивается на 2-2,5 кг., и составляет у мальчиков в 2 года 11,9 - 14,3 кг., в 3 года 14,1 - 16,3 кг., у девочек в 2 года 11,0 - 13,6 кг., в 3 года 12,9 -15,7 кг. Костная система ребёнка раннего возраста ещё не достаточно хорошо развита. Наблюдается преобладание хрящевой ткани над костной, в связи с чем позвоночник легко поддается деформации, что в дальнейшем может привести к различного рода нарушениям в опорно-двигательном аппарате. Исследователи данной проблемы (А.Г. Хрипкова, 1975; Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, Е.В. Зварыгина, и др. 1998) считают, что для правильного развития костно-мышечной системы ребёнка необходимо создать условия, в которых он мог бы свободно передвигаться. Для периода раннего возраста характерно интенсивное развитие мышечной системы и связочно-суставного аппарата. Наблюдается высокая эластичность мышц, связок, сухожилий, что обеспечивает хорошую конгруэнтность суставов. Под влиянием естественной тренировки мышц, особенно мышц-разгибателей, удерживающих в вертикальном положении туловище, значительно увеличивается масса тела ребенка. В то же время, несмотря на интенсивность развития, мышечная система составляет только 25% от общей массы тела, в то время как у взрослого- 40-43%. Тело ребёнка начинает претерпевать некоторые изменения, оно становится менее округлым. Интересные изменения происходят и в сердечно - сосудистой системе ребёнка в период раннего возраста. Если к 2 годам частота сердечных сокращений (ЧСС) составляет 110-115 ударов в минуту, то в 3 года - 95-110 ударов в минуту. Дыхательная система в этом возрасте имеет свои особенности. Верхние дыхательные пути у детей раннего возраста относительно узки, слизистая оболочка, выстилающая их, богата лимфатическими и кровеносными сосудами, при любых воспалительных явлениях они легко набухают и затрудняют дыхание.

Грудная клетка имеет цилиндрическую форму, что приводит к поверхностному и частому дыханию. Интенсивность обмена газов между кровью и воздухом значительно ниже, чем у взрослых, что объясняется большой частотой и малым объемом дыхательных движений. К 3-м годам значительно совершенствуется система пищеварения. Увеличивается объем желудка: если его ёмкость у годовалого ребёнка равна 250 мл., то у 3-летнего - 400 мл. Формируется жевательный аппарат, что позволяет справляться с плотной пищей. Можно с уверенностью сказать, что ребёнок 3-х лет практически может есть ту же пищу, что и взрослый. В этом возрасте головной мозг ребёнка интенсивно развивается, растёт число нервных клеток черепно-мозговых нервов, расширяются связи между речевыми центрами коры больших полушарий, происходит становление второй сигнальной системы. Развитие высшей нервной деятельности в значительной мере подчиняется влиянию внешней среды, поэтому в этот период легко формируются навыки, привычки поведения и элементы характера у ребенка. В этом возрасте формируются двигательные центры коры и мозжечка системы анализаторов. (М.М. Кольцова 1973; М.И. Лисина, 1983) Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба, Е.В. Зварыгина и др. указывают, что условные рефлексы в этом возрасте возникают сравнительно быстро, но закрепляются медленно. Многие условные рефлексы, а, следовательно, привычки, правила поведения, умения к 3 годам не являются достаточно устойчивыми. И если их не подкреплять они легко разрушаются.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Общие вопросы методики руководства речевым развитием школьников на уроках русского языка
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций. Изучая язык как систему и овладевая ли ...

Познавательное развитие детей в ДОУ
Накопленные к шести годам сведения о большом мире является серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Эта база данных о большом мире требует от него определенных умений и упорядочивания накопленных и поступающих сведений. Процесс знаний направлен на: - содержательное упо ...

Методика чтения сказок в коррекционной школе
Сказка — наиболее любимый для всех детей жанр. Занимательность сюжета, последовательность его развития, четкость и определенность характеров персонажей, постоянные повторы слов и выражений облегчают понимание содержания сказки даже учащимися специальной школы. В сказке заложена огромная воспитатель ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru