Золотая педагогика

Живописные задачи при работе акварелью на уроке изобразительно искусства

Страница 1

Огромное значение при работе красками имеет развитое чувство цвета, умение видеть не только тональные, но и цветовые отношения.

В живописи передаются все цветовые различия, учитывая и разницу цветов по светлоте. Переходы от насыщенного цвета к белому имеют множество промежуточных оттенков. Так, красный цвет имеет при осветлении большое количество темно-розовых, розовых и светло-розовых оттенков.

Цвет предмета может восприниматься по-разному в зависимости от соседства с другими. Красный, синий и желтый являются основными цветами. Смешивая их можно получать другие цвета. Спектральный цветовой круг, по которому, начиная с красного, размещены оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета, замыкающие круг переходом к красному, принято делить на теплые и холодные цвета. В пределах одного цвета, например, зеленого, могут быть более теплые и более холодные оттенки.

В спектральном круге противолежащие цвета называют дополнительными. К красному цвету дополнительным будет зеленый, а к синему оранжевый. Очень важно, чтобы спектральный круг висел в качестве наглядного пособия в классе. Это будет своего рода постоянной подсказкой для юных художников.

Замечено, что поместив рядом поверхности, окрашенные в дополнительные цвета, мы зрительно делаем их более яркими. Один и тот же красный цвет кажется ярким на фоне зеленого и более тусклым, если его поместить с другим красным, но более интенсивным по цвету.

В живописи учитывают изменение восприятия цветов в зависимости от их цветового окружения, что обязывает изображать их в «отношениях», то есть, сравнивая один цвет с другим.

В живописи учитывают и световые рефлексы. Рефлексы изменяют локальную окраску предмета в зависимости от цвета освещенных поверхностей, от которых падает отраженный свет. Значение цветовых рефлексов легко понять, если к белой фарфоровой чашке или к гипсовой модели с теневой стороны подносить куски ткани или бумаги различного цвета. Рефлекс будет тем заметнее, чем больше, ярче по цвету и сильнее освещена рефлектирующая поверхность. Рефлексы резче видны на гладких глянцевых поверхностях, но мало заметны на шероховатых. Объясняется это тем, что угол отражения световых лучей равен углу их падения, а от неровной поверхности лучи отражаются в разные стороны. Все освещенные предметы отбрасывают рефлексы, и благодаря им в тени различается рельефность, а сами тени видятся не черными, в «прозрачными».

Работая акварелью, надо учитывать, что лучи света сами имеют цветовую характеристику, добавляющую свою окрашенность к локальному цвету предмета. Так, все знают, что при закате солнца белое платье или покрытая известью стена принимают оранжевый цвет, а при свете костра они кажутся красными. При луне предметы кажутся холодными, при восходе солнца имеют розоватые оттенки.

В яркие солнечные дни цвет освещенных поверхностей высветляется. Тени при этом насыщены рефлексами. При менее ярком прямом и при рассеянном свете отношения света и тени сближены; лепка формы мягче и больше насыщенности цвета на освещенных поверхностях. Рефлексы в тени заметнее и ближе к краю предмета. В живописи требуется, чтобы цветовые нюансы в своей совокупности передавали основной цвет предметов. Так, например, на картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» снег написан красками, обогащенными множеством разнообразных оттенков, но в совокупности они передают его белый цвет.

Большой опыт работы красками с натуры дает возможность находить малейшие оттенки, изменяющие локальную окраску предметов, учитывать взаимное цветовое воздействие поверхностей. Это создает сложность в решении живописных задач, когда особенности восприятия цветовых отношений надо определять, соблюдая требования рисунка. Если при поисках цветовых нюансов забывать о требовании рисунка, то это приведет к формализму. С другой стороны, если не учитывать обогащающие колористическое решение цветовые рефлексы, а также объединяющее действие окрашенных лучей света, то получится «обедненное изображение, условная раскраска предметов».

Колоритом называют общую характеристику всего цветового строя живописного произведения, взаимную связь всех элементов красочного решения. Колорит является одним из главных средств реалистической передачи натуры, и его нельзя отделять от других средств передачи действительности.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Начальный этап обучения
На начальном этапе обучения предпочтение следует отдавать учебным текстам. Иногда для расширения кругозора учащихся можно включать аутентичные тексты. Качество усвоения аутентичного материала может быть повышено использованием определенных упражнений и заданий. Овладение технологией чтения осуществ ...

Анализ программ и технологий
Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание - неотъемлемая часть этого процесса. В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой ...

Система образования Канады
Канада относится к числу государств, дипломы которых котируются во всем мире. Это неудивительно: Канада расходует на развитие системы образования больше средств, чем многие другие развитые страны. Канада является одним из мировых лидеров в области высоких технологий, аэрокосмической индустрии, микр ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru