Золотая педагогика

Методика формирования синтаксического строя речи

Страница 1

В рамках констатирующего эксперимента выявляется уровень синтаксического строя речи учащихся, анализируются грамматические и речевые ошибки, определяется значение синтаксических конструкций различных функционально-стилистических рядов в читательской деятельности.

Анализ письменной речи учащихся опирается не на формальную организацию синтаксических конструкций, они рассматриваются прежде всего в аспектах функциональном, стилистическом и семантическом, так как цель исследования связана с речевой и читательской деятельностью учащихся. При этом постоянно имелось в виду, что функционально-стилистические и экспрессивные параметры синтаксических единиц неразрывно связаны с их структурой Структура не является самоцелью речевого и читательского развития, а только его средством Поэтому в основе классификации, например, сложных предложений лежат его структурно-семантические параметры.

При анализе синтаксического строя речи учащихся уделяется максимум внимания вариативности синтаксических конструкций, т.е. их синонимии, способности или неспособности учащихся использовать синонимические модели.

Какие бы синтаксические единицы ни анализировались, они рассматриваются как структурные элементы текста, и только в рамках текста представляется возможным говорить об их достоинствах и недостатках, об удачном или неудачном варианте синтаксической модели. Особое значение придается такой важнейшей грамматической категории синтаксиса, как предложение, так как именно предложение является наименьшей единицей языка, которая несет в себе относительно законченное смысловое выражение; на уровне предложения прослеживаются рема-тематические цепочки в тексте; наконец, именно предложению уделяется основное внимание на уроках русского языка в разделе «Синтаксис».

Целью данного параграфа не является исследование всех вариантов синтаксических единиц, используемых учащимися Логика исследования позволяет ограничиться наиболее употребляемыми конструкциями в актуальной речевой зоне, она же доказывает, что в зоне ближайшего речевого развития речь подростков потенциально востребована к более широкому, разнообразному и сложному кругу синтаксических моделей, что им вполне по силам усвоение этих моделей и что такая работа необходима для полноценного читательского развития учащихся. Основой для классификации сложных предложений по функционально-стилистическому значению послужила книга Н И Формановской «Стилистика сложного предложения» (1978).

Для определения зоны ближайшего речевого развития (ее синтаксического строя) выбраны следующие параметры речи появление субъективно новых синтаксических моделей в речи учащихся (чаще усложненного типа относительно освоенных рядов), структурно оправданно соотнесенных с функционально-стилистическими и экспрессивными параметрами речи, но имеющими ошибки и недочеты в конструировании (неосвоенность конструкций усложненного типа); неадекватная замена синтаксических моделей, потенциально востребуемых с точки зрения выражения функционально-стилистического, семантического и экспрессивного значения речи, конструкциями из того же синонимического ряда (неосвоенность синонимического ряда)

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Описание экспериментального исследования креативности
Для проверки выдвинутой гипотезы нами было проведение пилотное экспериментальное исследование для трех экспериментальных групп. Исследование проходило с 11 сентября 2006 года по 10 мая 2007 года. Было составлена экспериментальная выборка участников исследования. Принцип формирования выборки – напра ...

Понятие и структура воспитательной системы и воспитательного процесса в исправительном учреждении
Воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях имеет своей целью исправление и перевоспитание лиц совершивших преступления, осужденных к лишению свободы. Этот процесс представляет собой весьма сложную систему мер, осуществляемых по отношению к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения св ...

Особенности формирования географических представлений через процесс ознакомления с природой Родного края
История изучения природы Родного края зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям. Так было и в нашей ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru