В рамках констатирующего эксперимента выявляется уровень синтаксического строя речи учащихся, анализируются грамматические и речевые ошибки, определяется значение синтаксических конструкций различных функционально-стилистических рядов в читательской деятельности.
Анализ письменной речи учащихся опирается не на формальную организацию синтаксических конструкций, они рассматриваются прежде всего в аспектах функциональном, стилистическом и семантическом, так как цель исследования связана с речевой и читательской деятельностью учащихся. При этом постоянно имелось в виду, что функционально-стилистические и экспрессивные параметры синтаксических единиц неразрывно связаны с их структурой Структура не является самоцелью речевого и читательского развития, а только его средством Поэтому в основе классификации, например, сложных предложений лежат его структурно-семантические параметры.
При анализе синтаксического строя речи учащихся уделяется максимум внимания вариативности синтаксических конструкций, т.е. их синонимии, способности или неспособности учащихся использовать синонимические модели.
Какие бы синтаксические единицы ни анализировались, они рассматриваются как структурные элементы текста, и только в рамках текста представляется возможным говорить об их достоинствах и недостатках, об удачном или неудачном варианте синтаксической модели. Особое значение придается такой важнейшей грамматической категории синтаксиса, как предложение, так как именно предложение является наименьшей единицей языка, которая несет в себе относительно законченное смысловое выражение; на уровне предложения прослеживаются рема-тематические цепочки в тексте; наконец, именно предложению уделяется основное внимание на уроках русского языка в разделе «Синтаксис».
Целью данного параграфа не является исследование всех вариантов синтаксических единиц, используемых учащимися Логика исследования позволяет ограничиться наиболее употребляемыми конструкциями в актуальной речевой зоне, она же доказывает, что в зоне ближайшего речевого развития речь подростков потенциально востребована к более широкому, разнообразному и сложному кругу синтаксических моделей, что им вполне по силам усвоение этих моделей и что такая работа необходима для полноценного читательского развития учащихся. Основой для классификации сложных предложений по функционально-стилистическому значению послужила книга Н И Формановской «Стилистика сложного предложения» (1978).
Для определения зоны ближайшего речевого развития (ее синтаксического строя) выбраны следующие параметры речи появление субъективно новых синтаксических моделей в речи учащихся (чаще усложненного типа относительно освоенных рядов), структурно оправданно соотнесенных с функционально-стилистическими и экспрессивными параметрами речи, но имеющими ошибки и недочеты в конструировании (неосвоенность конструкций усложненного типа); неадекватная замена синтаксических моделей, потенциально востребуемых с точки зрения выражения функционально-стилистического, семантического и экспрессивного значения речи, конструкциями из того же синонимического ряда (неосвоенность синонимического ряда)
Образование, педагогика, воспитание:
Экспериментальное исследование эффективности применения дидактических игр в
процессе обучения информатике
Планирование экспериментальной части данного исследования осуществлялось с учётом основных требований к логике и организации педагогического эксперимента: определили цель, гипотезу, задачи, методы эксперимента и т.д. Перейдём к их конкретному описанию. Целью экспериментальной части исследования яви ...
Особенности развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Психолого-педагогический подход к анализу речевых нарушений является приоритетным направлением отечественной логопедии. В рамках этого направления анализируется развитие языка у детей с речевыми нарушениями. Проведенный в 60-х годах лингвистический анализ речевых нарушений у детей, страдающих разны ...
Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на
физкультурных занятиях
В последние годы ведущими направлениями в исследованиях по физической культуре стали изучение эффективности двигательной активности детей, совершенствование количественных и качественных показателей развития движений. Исследования профессора И.А.Аршавского говорят о том, что у ребенка восстановлени ...