Золотая педагогика

Учебно-методический комплекс по русскому языку авторов Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой

Другое о педагогике » Методика изучения системных отношений в лексике в курсе русского языка начальной школы » Учебно-методический комплекс по русскому языку авторов Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой

Страница 1

Нами был проанализирован еще один учебно-методический комплекс по русскому языку авторов Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой. Этот курс построен на познавательной активности и самостоятельности учащихся. Младшие школьники в ходе обучения открывают для себя родной язык как предмет изучения, предмет анализа различных его сторон: словарного, фразеологического и звукового состава, соотношение между звуками и буквами.

Программа ориентирована на " формирование у школьников приемов анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и " чувству языка", свойственного детям".

В качестве одного из разделов программы выделяется раздел " Лексика". В " Пояснительной записке" программы говорится о том, что "слово рассматривается в лексическом и грамматическом плане. Одновременно задачей раздела " Лексика" является "привлечение внимания детей к лексической стороне языка и лексическим оттенкам слова, обогащение словарного состава речевой деятельности учащихся, организация целенаправленной "встречи" детей со словами-синонимами, словами-антонимами, с явлением многозначности слова (без терминологии), с тем, что слова, близкие по смыслу, в конкретных предложениях могут потерять эту свою особенность (например, мокрый - сырой)".

Анализ учебников " Русский язык" Л.М.Зелениной и Т.Е.Хохловой позволил выявить характер лексической работы над явлениями синонимии и антонимии.

Так, в учебнике за 1 класс включено всего 4 упражнения, направленных на работу над словами, близкими и противоположными по смыслу.

В ходе изучения темы " Действие и слово" предлагается выполнить задание на расположение слов в порядке усиления действия:

Шепчет, кричит, говорит

смеется, улыбается, хохочет

льет, идет, моросит.

Упражнение предполагает наблюдения над лексическими оттенками слов-действий (глаголов), близких по общему значению.

Интересная работа над близостью значений слов в одних контекстах и невозможностью взаимозаменяемости в других предложениях проводится на материале упр.26 в теме " Признак и слово":

" Что называют слова сырой и мокрый? Подумайте, всегда ли слово

сырой означает мокрый.

Придумайте предложение, в котором слово сырой не означало бы мокрый".

Задание демонстрирует взаимосвязь синонимических отношений слов с явлением многозначности (сырое белье - мокрое белье, но сырое мясо) и способствует формированию представлений о лексическом богатстве родного языка.

В учебник "Русский язык" за 2 класс Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой в тему " Имя прилагательное" включены сведения о словах-синонимах и словах-антонимах (без введения терминов).

Смелый, храбрый, мужественный, отважный - это слова, близкие по смыслу. Они могут заменять друг друга.

Толстый - тонкий, широкий - узкий, короткий - длинный - это противоположные по смыслу слова.

В этой же теме школьники выполняют задания на сравнение близких по значению слов, на нахождение в контексте как слов-синонимов, так и слов-антонимов, на подбор противоположных по значению слов к данным лексическим единицам.

В учебник "Русский язык" 2 класса включено всего 6 упражнений, направленных на работу над словами, близкими и противоположными по значению. 5 упражнений предлагается выполнить при изучении имени прилагательного и 1 упражнение (на выделение из текста слова, близкого по смыслу, но не родственного) рассматривается в теме "Корень слова, однокоренные слова".

Таким образом, можно сделать вывод, что во 2 классе работа над явлениями синонимии и антонимии проводится не систематически, количество лексических заданий недостаточно для формирования учебно-языковых лексических умений младших школьников.

Большая работа над словами, близкими по значению, предполагается в 3 классе (учебник "Русский язык" Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой). Этому аспекту посвящены 14 упражнений, расположенных в разных темах учебника.

У школьников формируются умения сравнивать близкие по значению слова, подбирать к данным словам их синонимы, находить в контексте близкие по семантике слова, группировать синонимы по смыслу. Самое большое количество заданий (6) - на нахождение в контексте близких по значению слов. Третьеклассники продолжают наблюдения над взаимосвязью явлений синонимии и многозначности. Так, при изучении темы " Сложные слова" дается упражнение: "Найдите среди слов близкие по смыслу слова и запишите их группами:

Опускается, кружит, садится, озаряется, плывут, заходит, летит, прошуршит, закатывается, прошелестит, освещает.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Формы и методы дидактической игры
В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения. Одной из таких классификаций является распространенная классификация методов обучения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические методы). Различают общую и частную дидактики. Обща ...

Метод проектов и его характеристика
В процессе «обучения – учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и ученика. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает ф ...

Образные представления о персоналиях в учебнике истории России 8 класса
В решении вопроса о методах и приемах характеристики исторического деятеля учитель руководствуется идейно-образовательными и воспитательными задачами школьного курса истории. Необходимо показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркнуть исторические условия, сыгравшие решающую роль в ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru