Золотая педагогика

Учебно-методический комплекс по русскому языку авторов Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой

Другое о педагогике » Методика изучения системных отношений в лексике в курсе русского языка начальной школы » Учебно-методический комплекс по русскому языку авторов Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой

Страница 2

Всегда ли слова заходит, опускается, закатывается, садится близки по смыслу? Составьте и запишите предложения, в которых эти слова будут синонимами".

При выполнении данного упражнения у младших школьников формируется представление о системности словарного состава языка на основе близости значения не только на парадигматическом, но и на синтагматическом уровнях (при составлении предложений). Кроме того, дети осознают и другое лексическое явление на практической основе - явление полисемии.

И только 2 упражнения учебника направлены на работу над понятием антонимии.

Анализ учебника " Русский язык" (4 класс) Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой показал, что в этом классе продолжается работа над словами, близкими по значению. 13 и 14 выявленных лексических заданий предполагает явление синонимии: подбор близких по значению слов (9 упр.), нахождение в контексте слов-синонимов (3 упр.), группировку близких по смыслу слов (1 упр.). Выполняются эти упражнения при изучении второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обращения, имени прилагательного и глагола.

Необходимо отметить, что содержанием программы за 4 класс определено формирование умения составлять предложения (тексты) с использованием прилагательных и глаголов, близких и противоположных по значению. Однако в ходе анализа учебника нами не было обнаружено ни одного задания, направленного на употребление учащимися синонимов и антонимов в собственной речи.

Итак, упражнения учебников "Русский язык" (1, 2, 3, 4 классы) Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой включают разнообразные лексические задания, ориентированные на развитие у младших школьников вдумчивого отношения к слову, потребности и способности " открывать" удивительное и неожиданное в жизни родного языка. Многоаспектная работа проводится над явлением синонимии при изучении грамматических тем: сопоставление с многозначностью, выявление области применения слов, близких по значению, определение оттенка смысла. Но работа над словами, противоположными по значению, проводится эпизодически. Младшие школьники либо находят слова-антонимы в контексте, либо подбирают к данным примерам противоположные по смыслу слова.

Анализ действующих программ и учебников по русскому языку для начальной школы с точки зрения проведения лексической работы над явлениями синонимии и антонимии позволяет сделать следующие выводы:

- учащимся даются минимальные теоретические сведения о словах-синонимах и словах-антонимах;

- большая часть лексической работы сводится к сравнению близких или противоположных по значению слов;

- лексическая работа по осознанию явлений синонимии и антонимии проводится не систематически, ведущее место в учебниках занимают грамматические темы.

Вместе с тем упражнения учебников содержат значительные резервы работы над явлениями синонимии и антонимии. Они могут быть реализованы за счет:

а) включения в теоретическую часть сведений о связи синонимии, антонимии и многозначности (т. е выявление системных отношений в лексике);

б) количественного увеличения упражнений по осмыслению системных отношений в лексике;

в) тренировки учащихся в подборе как однокоренных, так и разнокоренных синонимов и антонимов;

г) наблюдений над словообразовательными гнездами синонимов и антонимов;

д) активного привлечения учащихся к работе со словарями;

е) усиление работы творческого характера: включения синонимов и антонимов как в устную, так и в письменную речь.

Нам представляется, что учебно-языковые лексические умения учащихся можно совершенствовать, если работу над лексическими явлениями проводить последовательно и систематически, закрепляя и углубляя сведения о системных отношениях в лексике.

1.

Анализ действующих программ по русскому языку (авторов Т.Г Рамзаевой, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой) показал, что лексическая работа над явлениями синонимии и антонимии предполагается при изучении грамматического материала с целью развития умения правильно и точно употреблять в речи слова, близкие и противоположные по значению. Но в то же время ни в одной из программ нет четкого определения уровня лексических умений от класса к классу, и тем более не акцентируется внимание на задаче выявления роли синонимических и антонимических отношений в сознании системности строения словарного состава языка.

2.

В общей системе упражнений в учебниках "русский язык" тех же авторов преобладают задания на нахождение синонимов и антонимов в предложениях и на подбор близких и противоположных по значению слов к предлагаемым лексическим единицам (см. параграф 2.1). Младшие школьники мало наблюдают связь синонимии и антонимии, синонимии и многозначности, антонимии и полисемии. Единицы задания по тренировке учащихся в подборе как однокоренных, так и разнокоренных синонимов и антонимов, по наблюдению над словообразовательными гнездами близких и противоположных по значению слов.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Ценность младшего школьного возраста
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий ...

Деятельностная методика
Деятельностная методика обучения английскому языку имеет своей основой деятельностную концепцию учения, представленную теорией поэтапного формирования умственных действий. Опираясь на эту теорию, на протяжении нескольких лет, велась разработка технологии обучения, которую затем назвали деятельностн ...

Психолого-педагогическая характеристика игр - драматизаций
Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребен ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru