Теперь перейдем к анализу звукопроизношением детей экспериментальной группы.
В данной работе неоднократно подчеркивалась мысль, что внятность произношения детей с нарушенным слухом во многом зависит от качества произношения звуков.
Известно, что в речи детей с нарушенным слухом могут быть различные варианты произношения звуков: правильное, дефектное, произношение с заменой, пропуск звука при произнесении того или иного слова или полное отсутствие звуков в речи. Рассмотрим дефекты, допущенные в произношении согласных звуков п, т, к.
Диаграмма № 1. Произношение звуков п, т, к изолированно
Большую трудность усвоения неслышащими детьми представляет заднеязычный согласный [к] (25,7% правильного произношения) по сравнению с переднеязычным [т] (28%) и последних по сравнению с губным [п] (79%). Исходя из данных развития речи у школьников, мы видим, что губные согласные относительно легче для произношения, чем язычные, а переднеязычные легче, чем заднеязычные.
Таблица № 2. Произношение звуков в слогах
Ф. имя |
открытый |
закрытый |
интервокальный |
Юля Ж. |
68% |
65% |
31% |
Наташа К. |
72% |
71,3% |
18% |
Мурат К. |
40% |
39% |
35% |
Максим К. |
55% |
42% |
40% |
Ирина Р. |
65% |
60% |
59,5% |
Артур Ш. |
34% |
32% |
29% |
Таблица № 3. Произношение звуков в словах и фразах
Позиция звука |
[П] |
[Т] |
[К] | |||
N |
дефект |
N |
дефект |
N |
дефект | |
В словах |
100% |
— |
42,8% |
57,2% |
20% |
80% |
Во фразах |
100% |
— |
37,5% |
62,5% |
17,2% |
82,8% |
Для звуков группы п, т, к, как уже отмечалось, характерно преобладание нормированного произношения. Только при произнесении звука к наблюдалось дефектное произношение (40%), связанное с пропуском звука (27%), заменой звука к на т (35%) и заменой звука к на неопределенный гласный звук (38%). При произношении данного звука по подражанию и при чтении дети допускали в два раза меньше ошибок, чем при самостоятельном произношении. Это говорит о том, что навык произношения звука к сформирован, но не закреплен. Следовательно, сурдопедагогу необходимо больше внимания уделять закреплению произношения данного звука в самостоятельной речи детей.
В заключении мы бы хотели привести общий процент дефектного произношения всех согласных звуков. Он составил 39% от нормированного произношения. Это не очень большой процент дефектного произношения, однако, даже он отрицательно сказывается на внятности речи детей, участвующих в эксперименте.
Итак, анализ произношения согласных звуков в устной речи школьников с нарушенным слухом показывает, что:
1. Звуки, трудные для произношения, в словах заменяются детьми или пропускаются, что является недопустимым для детей среднего школьного возраста.
Образование, педагогика, воспитание:
Особенности воспитания сенсорной культуры детей младшего дошкольного
возраста
К специальным задачам сенсорного развития можно отнести: развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, восприятие пространства и времени); формирование системы перцептивных действий; формирование зрительно-моторной координации, межсенсорных связей и перцептивных о ...
Формирование знаний на уроке окружающего мира с использованием презентации
на тему: «Животный и растительный мир болот»
По программе «Начальная школа XIX век» встречается тема «Животный и растительный мир болот». Целью урока: расширить представления учащихся о животном и растительном мире водоемов: болот. Развивающая: развивать ОУУН: учебно–управленческие умения: организовывать свой труд, контроль и анализ собственн ...
Методикаформирования представлений о домашних животных у детей раннего возрастасредствами дидактической игры
Провели диагностику предложенную Е.В. Гончаровой и Л.В. Моисеевой. В процессе индивидуальных бесед малышам демонстрировались дидактические картинки игрушки-модели. Анализируя уровень знаний детей о животных, обращали внимание на следующие критерии: 1. Узнавание и называние животного. 2. Знание особ ...