Можно сделать вывод, что у половины обследуемых детей имеются те или иные дефекты тембра голоса. Положительное влияние на формирование нормального тембра голоса оказывают: использование остаточного слуха при коррекции и последовательная и планомерная работа сурдопедагога.
Таким образом, полученные сведения по исследованию качества устной речи с помощью аналитического метода, а также наблюдения за речью детей в процессе их деятельности представляется возможность подойти к анализу качеству устной речи, в частности произношения, с точки зрения ее внятности.
Результаты анализа с точки зрения ее внятности.
Внятность устной речи детей экспериментальной группы в %
Таблица № 7
Ф. Имя ребенка |
Условно внятная речь (76-80%) |
Полувнятная речь (79-67%) |
Маловнятная речь (66-50%) |
Невнятная речь (ниже 50%) |
Юля Ж. |
* | |||
Наташа К. |
* | |||
Ирина Р. |
* | |||
Максим К. |
* | |||
Мурат К. |
* | |||
Артур Ш. |
* |
Таким образом, изучение состояния внятности речи показало, что в среднем внятность речи детей данной группы имеет достаточно низкий уровень:
З7,5% детей имеют полувнятную речь;
50% — маловнятная речь;
12,5% — невнятная речь
Проведенные нами исследования показали, что причины, влияющие на внятность речи таковы:
нарушение звукопроизношения,
нарушение состояния голоса,
нарушение словесного ударения
нарушение паузального членения фраз.
Выводы:
1. На овладение внятностью устной речи детей с нарушенным слухом большое влияние оказывает степень снижения их слуха.
2. В произношении наиболее часто встречающихся звуков [п], [т], [к] у детей экспериментальной группы имеют существенные недостатки. Нормативное произношение звуков [т],[к] в слогах в среднем встречается 40-60%, в словах — от 40 до 20%, во фразах — 37,5%-17,2%, что является очень низким показателем.
3. Словесное ударение произносится правильно детьми в 62-69% случаях предъявления экспериментального речевого материала. Это также является невысоким показателем. Основными нарушениями словесного ударения является монотонное и равноударное произношение.
4. Правильное членение фразы паузами осуществляется лишь в 43% случаев, неправильное членение осуществляется в 57% — это послоговое и пословное членение.
5. Исследуя состояние голоса и в частности его тембра как наиболее сложный голосовой характеристики, мы пришли к выводу, что голос нормального тембра встречается лишь в 48% случаев. Основными нарушениями являются: гнусавый, хриплый и сдавленный тембр.
6. Явно низкие показатели всех рассмотренных нами фонетических факторов внятности и обуславливают тот факт, что полувнятная речь имеется лишь у 2 учащихся, остальные же 4 учащихся имеют маловнятную и невнятную речь.
7. В результате проведенного эксперимента мы сделали заключение о том, что необходимо активизировать работу по всем направлениям, касающихся фонетических факторов внятности, что позволит изменить произношение детей в сторону полувнятной и условно внятной речи.
Образование, педагогика, воспитание:
Характеристика теоретических подходов к функциям семьи в современном
социуме
Семья – необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление, функционирующая как институт воспроизводства человека и его воспитания. Семья является тем социально-культурным образованием, где индивид получает первый опыт организации жизнедеятельно ...
Общая характеристика индивидуальной речевой деятельности в концепции И.А.
Зимней
Внутренний механизм, управляющий видами речевой деятельности, это – Высшая интегративная вербально-коммуникативная функция человека (ВКФ), которой выражается единство сознания и деятельности индивида, как системная целостность способностей когнитивной, и языковой форм сознания. ВКФ – интегративная ...
Антонимы в русском языке
Особое место в русском языке занимают антонимы - слова, противоположные по значению. Антонимия отражает существенную сторону системных связей в русской лексике. Современная наука о языке рассматривает синонимию и антонимию как крайние, предельные случаи взаимозаменяемости и противопоставленности сл ...