Золотая педагогика

Обобщение экспериментальных данных по исследуемой проблеме

Другое о педагогике » Работа над внятностью устной речи неслышащих учащихся » Обобщение экспериментальных данных по исследуемой проблеме

Страница 2

2. На процесс формирования согласных звуков в речи детей с нарушенным слухом положительное влияние оказывают: раннее включение звуков в работу; соблюдение систематичности и последовательности в работе над звукопроизношением; взаимосвязь работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

3. Значимость дефектного произношения фонем для внятности речи зависит не только, а порой и не столько от количества затрагиваемых им элементов речевого потока, сколько от качественных особенностей дефекта.

Далее перейдем к анализу усвоения детьми с нарушенным слухом навыков произношения речевого материала с ударением.

Одним из программных требований является произношение слов с выраженным ударением. Полученные нами сведения по данному показателю приведены в таблице.

Таблица № 4. Соблюдение ударения при произношении слов детьми с нарушенным слухом экспериментируемой группы (в %)

Соблюдение ударения

Односоставные слова

Двусоставные слова

Трехсоставные слова

Правильное ударение

Монотонное произношение

Равноударенное произношение

69%

9%

22%

60%

9%

31%

62%

9%

29%

Данные таблицы показывают, что в речи испытуемых детей преобладает равноударенное произношение (27%). Отмечаются случаи неправильного ударения (9%). Правильное ударение составляет 64%.

Меньше всего ошибок допущено детьми при произнесении односоставных слов. Больше всего ошибок допущено при чтении трехсоставных слов. Объясняется это недостатками в работе над слитностью произношения, так как при послоговом и позвуковом произношении ударный слог не выделяется. Отсюда можно сделать вывод, что формирование слитного произношения слов тесно связано с формированием произношения с ударением.

Также в ходе проведения эксперимента нами было замечено, что и возможность произнесения слов с ударением напрямую зависит от остаточного слуха у детей.

Теперь рассмотрим анализ членения фразы паузами.

Правильное членение речи с помощью пауз служит одним из существенных факторов, способствующих внятности речи неслышащих детей.

Таблица № 5 Членение фраз паузами

Правильно

Неправильное членение

Послоговое

Пословное

43%

26%

31%

У детей экспериментальной группы наблюдается короткое речевое дыхание, связанное с недостаточно экономным расходованием воздуха в процессе звукопроизношения. Это обстоятельство, а также замедленный по сравнению с обычным темпом, темп речи глухих школьников вынуждает их членить речь на более дробные отрезки, отдаленные друг от друга дыхательными паузами.

В зависимости от преобладающего типа членения учащиеся были разделены на три группы, первую из которых характеризовало правильное членение (43%). Вторую – послоговое (26%), и третью – пословное (31%).

Следует отметить, что правильное членение фразы чаще встречается в речи детей с остатками слуха, и тем чаще, чем значительнее эти остатки.

В заключении мы считаем необходимым остановиться на характеристике состояния тембра голоса детей, дефекты которого также сказываются на качестве внятности.

Таблица № 6

Состояния тембра голоса детей, участвующих в эксперименте (%)

Норма

Дефекты тембра

гнусавость

хриплый

сдавленный

43%

27%

24%

6%

Исследование показало, что лишь у 43% учащихся тембр голоса был в пределах нормы, тогда как у остальных были отмечены те или иные его недостатки. Сопоставление процентных данных по группам детей с различными показателями слуха выявляет наличие прямой зависимости между состоянием слуха и голосом: чем больше остатки слуха, тем, как правило, ближе к норме тембр голоса и реже отмечаются существенные его недостатки.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения
Конец XX столетия ознаменован целым комплексом глобальных изменений в социальной, экономической и духовной сферах общества, утратой ранее значимых ценностей и возникновением новых, формированием новой философии жизни. Человеческое сообщество захлестывает ускоряющийся динамизм социальных процессов, ...

О содержании и форме богослужебных песнопений
В отборе канонических текстов для песнопений Всенощной и Литургии прослеживается ориентация на определённое содержание. Она позволяет выделить отдельные группы жанровых типов интонирования. Ведущее место среди них занимает славление. Славление есть высший, абсолютно бескорыстный вид молитвы, оно яв ...

Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Понимание ребенком речи окружающих развивается по законам образования условных рефлексов. На исходе первого года в результате многократного одновременного слышанья ребенком определенного звукосочетания и зрительного восприятия определенного предмета между этими возбуждениями (слуховым и зрительным) ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru