2. На процесс формирования согласных звуков в речи детей с нарушенным слухом положительное влияние оказывают: раннее включение звуков в работу; соблюдение систематичности и последовательности в работе над звукопроизношением; взаимосвязь работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению.
3. Значимость дефектного произношения фонем для внятности речи зависит не только, а порой и не столько от количества затрагиваемых им элементов речевого потока, сколько от качественных особенностей дефекта.
Далее перейдем к анализу усвоения детьми с нарушенным слухом навыков произношения речевого материала с ударением.
Одним из программных требований является произношение слов с выраженным ударением. Полученные нами сведения по данному показателю приведены в таблице.
Таблица № 4. Соблюдение ударения при произношении слов детьми с нарушенным слухом экспериментируемой группы (в %)
Соблюдение ударения |
Односоставные слова |
Двусоставные слова |
Трехсоставные слова |
Правильное ударение Монотонное произношение Равноударенное произношение |
69% 9% 22% |
60% 9% 31% |
62% 9% 29% |
Данные таблицы показывают, что в речи испытуемых детей преобладает равноударенное произношение (27%). Отмечаются случаи неправильного ударения (9%). Правильное ударение составляет 64%.
Меньше всего ошибок допущено детьми при произнесении односоставных слов. Больше всего ошибок допущено при чтении трехсоставных слов. Объясняется это недостатками в работе над слитностью произношения, так как при послоговом и позвуковом произношении ударный слог не выделяется. Отсюда можно сделать вывод, что формирование слитного произношения слов тесно связано с формированием произношения с ударением.
Также в ходе проведения эксперимента нами было замечено, что и возможность произнесения слов с ударением напрямую зависит от остаточного слуха у детей.
Теперь рассмотрим анализ членения фразы паузами.
Правильное членение речи с помощью пауз служит одним из существенных факторов, способствующих внятности речи неслышащих детей.
Таблица № 5 Членение фраз паузами
Правильно |
Неправильное членение | |
Послоговое |
Пословное | |
43% |
26% |
31% |
У детей экспериментальной группы наблюдается короткое речевое дыхание, связанное с недостаточно экономным расходованием воздуха в процессе звукопроизношения. Это обстоятельство, а также замедленный по сравнению с обычным темпом, темп речи глухих школьников вынуждает их членить речь на более дробные отрезки, отдаленные друг от друга дыхательными паузами.
В зависимости от преобладающего типа членения учащиеся были разделены на три группы, первую из которых характеризовало правильное членение (43%). Вторую – послоговое (26%), и третью – пословное (31%).
Следует отметить, что правильное членение фразы чаще встречается в речи детей с остатками слуха, и тем чаще, чем значительнее эти остатки.
В заключении мы считаем необходимым остановиться на характеристике состояния тембра голоса детей, дефекты которого также сказываются на качестве внятности.
Таблица № 6
Состояния тембра голоса детей, участвующих в эксперименте (%)
Норма |
Дефекты тембра | ||
гнусавость |
хриплый |
сдавленный | |
43% |
27% |
24% |
6% |
Исследование показало, что лишь у 43% учащихся тембр голоса был в пределах нормы, тогда как у остальных были отмечены те или иные его недостатки. Сопоставление процентных данных по группам детей с различными показателями слуха выявляет наличие прямой зависимости между состоянием слуха и голосом: чем больше остатки слуха, тем, как правило, ближе к норме тембр голоса и реже отмечаются существенные его недостатки.
Образование, педагогика, воспитание:
Игровые технологии
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно соглас ...
Синонимы в русском языке
Лексика как раздел языковедения впервые введена в школьную программу по русскому языку в 1970 году. Работа по лексике в школе имеет огромное как общеобразовательное, так и практическое значение. Общеобразовательное значение лексики заключается в том, что ее изучение расширяет знания учащихся о язык ...
Экспериментальные исследования по выявлению уровня лексической
сформированности младших школьников
С целью формирования у младших школьников понятия "системные отношения" в лексике (без введения данного термина) был организован констатирующий эксперимент. В нашем исследовании решались следующие задачи: 1) проверить степень и уровень понимания младшими школьниками семантики слов, близос ...