Золотая педагогика

Обобщение экспериментальных данных по исследуемой проблеме

Другое о педагогике » Работа над внятностью устной речи неслышащих учащихся » Обобщение экспериментальных данных по исследуемой проблеме

Страница 2

2. На процесс формирования согласных звуков в речи детей с нарушенным слухом положительное влияние оказывают: раннее включение звуков в работу; соблюдение систематичности и последовательности в работе над звукопроизношением; взаимосвязь работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

3. Значимость дефектного произношения фонем для внятности речи зависит не только, а порой и не столько от количества затрагиваемых им элементов речевого потока, сколько от качественных особенностей дефекта.

Далее перейдем к анализу усвоения детьми с нарушенным слухом навыков произношения речевого материала с ударением.

Одним из программных требований является произношение слов с выраженным ударением. Полученные нами сведения по данному показателю приведены в таблице.

Таблица № 4. Соблюдение ударения при произношении слов детьми с нарушенным слухом экспериментируемой группы (в %)

Соблюдение ударения

Односоставные слова

Двусоставные слова

Трехсоставные слова

Правильное ударение

Монотонное произношение

Равноударенное произношение

69%

9%

22%

60%

9%

31%

62%

9%

29%

Данные таблицы показывают, что в речи испытуемых детей преобладает равноударенное произношение (27%). Отмечаются случаи неправильного ударения (9%). Правильное ударение составляет 64%.

Меньше всего ошибок допущено детьми при произнесении односоставных слов. Больше всего ошибок допущено при чтении трехсоставных слов. Объясняется это недостатками в работе над слитностью произношения, так как при послоговом и позвуковом произношении ударный слог не выделяется. Отсюда можно сделать вывод, что формирование слитного произношения слов тесно связано с формированием произношения с ударением.

Также в ходе проведения эксперимента нами было замечено, что и возможность произнесения слов с ударением напрямую зависит от остаточного слуха у детей.

Теперь рассмотрим анализ членения фразы паузами.

Правильное членение речи с помощью пауз служит одним из существенных факторов, способствующих внятности речи неслышащих детей.

Таблица № 5 Членение фраз паузами

Правильно

Неправильное членение

Послоговое

Пословное

43%

26%

31%

У детей экспериментальной группы наблюдается короткое речевое дыхание, связанное с недостаточно экономным расходованием воздуха в процессе звукопроизношения. Это обстоятельство, а также замедленный по сравнению с обычным темпом, темп речи глухих школьников вынуждает их членить речь на более дробные отрезки, отдаленные друг от друга дыхательными паузами.

В зависимости от преобладающего типа членения учащиеся были разделены на три группы, первую из которых характеризовало правильное членение (43%). Вторую – послоговое (26%), и третью – пословное (31%).

Следует отметить, что правильное членение фразы чаще встречается в речи детей с остатками слуха, и тем чаще, чем значительнее эти остатки.

В заключении мы считаем необходимым остановиться на характеристике состояния тембра голоса детей, дефекты которого также сказываются на качестве внятности.

Таблица № 6

Состояния тембра голоса детей, участвующих в эксперименте (%)

Норма

Дефекты тембра

гнусавость

хриплый

сдавленный

43%

27%

24%

6%

Исследование показало, что лишь у 43% учащихся тембр голоса был в пределах нормы, тогда как у остальных были отмечены те или иные его недостатки. Сопоставление процентных данных по группам детей с различными показателями слуха выявляет наличие прямой зависимости между состоянием слуха и голосом: чем больше остатки слуха, тем, как правило, ближе к норме тембр голоса и реже отмечаются существенные его недостатки.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Анализ результатов исследования общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось в МОУГ № 4 г. Тулы (курсы подготовки к школе) Выборку составили 20 детей старшего дошкольного возраста, по 10 человек в экспериментальной и контрольной группах. Список детей в экспериментальной и контрольной группах представлен в таблице 3. Таблица 3 Список детей в эксперим ...

Развитие технического творчества учащихся при изучении спецдисциплин и в кружковой работе
Особое место в работе педагогических коллективов профтехучилищ должны занимать вопросы совершенствования методики организации занятий по техническому творчеству во внеучебное время. Это организация технических кружков, кружки по углубленному изучению профессии и предметов общетехнического цикла. В ...

Формы занятий и контроль знаний на элективных курсах по математике
Введение профильного обучения, а особенно элективных курсов, в программу старшей школы, несомненно, потребует разнообразия форм и методов обучения, так как профильное обучение – это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс. При вы ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru