Цель: выявление особенностей взаимодействия мальчиков и девочек в игре, предпочтения в выборе партнёра по игре, особенностей полоролевого поведения детей.
Объектом наблюдения являлись действия детей в игре, выявлялись женские и мужские признаки и качества личности.
В процессе наблюдения нами отмечались следующие моменты:
С кем чаще играет ребёнок: с мальчиками или девочками.
В какие игры или игрушки чаще играет ребёнок: машины, строительные игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, куклы, мягкие игрушки, конструкторы, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, другие игры.
Какие чаще всего роли берёт на себя ребёнок в сюжетно-ролевых играх, подвижных играх и играх - драматизациях.
Если играют мальчики/девочки, то какие роли берёт мальчик (девочка).
Мы наблюдали за самостоятельно организованной игровой деятельностью детей.
У детей среднего дошкольного возраста происходит усвоение ролевого поведения (ролевых отношений), которое наиболее ярко проявляется в сюжетно-ролевой игре, которую невозможно осуществлять без обращения друг к другу и вне общения.
В ходе наблюдения за сюжетно-ролевой игрой детей нами было замечено, что дети чаще всего предпочитают следующую тематику игр: «Семья», «Стирка», «Свадьба», «Больница», «Магазин», «Театр», «Гаражи», «Шофёры», и др.
Довольно костюмированную и многоролевую игру пытались организовать Милана и Катя. Они предложили поиграть в «Свадьбу». На их предложение откликнулись Сюзанна, Вика, Арина, мальчики Максим и Андрей Т.
Девочки наряжались в невест, примеряли по очереди фату. Затем Вика предложила переодеть женихов. Макс категорически отказался раздеваться при девочках, поэтому, решили одеть одежду поверх другой. Андрей же вообще отказался надевать на себя что-то «чужое». Однако он сразу выбрал себе в невесты Милану, которая настаивала на Максе в роли своего жениха, который в свою очередь собирался «жениться» на Кате. В итоге, после небольшого спора роли распределились так: Максим-Катя, Андрей-Вика, Милана решила выйти из игры.
Перевязав наволочки из игрового комплекта цветными шнурками, девочки, таким образом, сделали цветочные букеты, и что самое интересное, заставляли женихов дарить им же эти букеты. На участие мальчиков в игре первым негативно отреагировал Лёня, который спросил у Макса: «Ты что девчонка что ли?», остальные дети группы реагировали насмешками и даже оскорблениями. Макс явно засмущался, сказал, что игра ему надоела. Андрей же предложил девочкам уйти в прихожую и там продолжить игру. Девочкам не понравилось, что Макс покинул игру и решили её вообще прекратить. Игра распалась.
В это время Андрей К., Артём Д., Артур, Дима Н. и Никита организовали игру «Шофёр», которая заключалась лишь в том, что мальчики бегали с рулями по группе. К мальчикам подошёл Макс (покинувший игру «Свадьба») и сказал: «С рулями бегать не интересно, давайте лучше с гонками поиграем». Данное предложение вызвало огромный восторг.
Побегав немного, Артур и Никита обратили внимание на то, что Лёня что-то строит на ковре. Обратившись к нему с вопросом: «А что это ты строишь?» они присели рядом и стали наблюдать. «С гонками не играют, если нет гаражей» - прокомментировал Лёня и предложил мальчикам присоединиться к нему. В процессе постройки гаражей, мальчики советовались друг с другом, какую деталь лучше взять, куда поставить, соблюдали правила деятельности («Здесь строю я, а там вы, поэтому не заходите на мою территорию».
Взаимоотношения между мальчиками были в основном положительные. Но при попытке девочек (Соня Ш., Милана, Арина) включится в игру «Строители», мальчики стали яростно прогонять их, боялись за свои постройки. Лишь Соня Р., которая до сих пор сидела и рисовала, молча подошла к мальчикам и включилась в процесс постройки, причём мальчики с радостью приняли её в игру, отгоняя при этом других девочек, которые не намерены были отступать.
Образование, педагогика, воспитание:
Задачи, содержание, принципы полового воспитания и факторы полоролевой
социализации детей среднего дошкольного возраста
Усвоение половой роли - это в первую очередь познание ее моральных требований, норм, правил поведения, осуществляющихся в процессе полового воспитания. Анализ исследований (А.А. Абраменковой, П.П. Блонского, В.Е. Кагана, Д.В. Колесова, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Т.А. Репиной, Л.И. Столярчук, А.Г. Хри ...
Музыкальное образование как важный компонент развития школьника
Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает мать, оказывает влия ...
Понятие грамматического строя языка
В начале нашего исследования необходимо уточнить терминологический аппарат, который будет использоваться в курсовой работе. Тема исследования звучит, как «Развитие грамматического строя учащихся на уроках русского языка», из чего понятно, что основным понятием будет являться собственно грамматическ ...