Золотая педагогика

Современные психологические подходы в исследовании ИС

Страница 1

Психологами давно отмечались индивидуальные особенности в способах осуществления познавательных процессов и поведенческих актов. Такие различия рассматриваются в качестве оснований для более или менее развернутых классификаций типов людей.

Развивая представления И.П. Павлова о типах нервной системы и типах людей, исследователи отечественной психофизиологической школы выделили типологические проявления индивидуальности в поведении, профессиональной, интеллектуальной деятельности.

Возрастает интерес и к стилевым проявлениям индивидуальности. "Стиль" как специальное понятие введен Г.Адлером, который понимал под стилем совокупность индивидуальных черт, особенностей поведения, динамики жизненных целей человека, способствующих маскировке и компенсации его индивидуальных дефектов (физических, психических, социальных) и преодолению комплекса неполноценности. Такой стиль складывается стихийно как следствие взаимодействия индивидуальных особенностей человека и условий жизни.

Позднее понятие "стиль" стали использовать другие психологи, так Г. Олпорт стилем называл индивидуальные различия в экспрессии, в выразительной манере поведения, отражающие отношение личности к объектам и субъектам жизни. К стилю он относил "инструментальные", операциональные по своей природе черты личности (способы и средства поведения), с помощью которых человек реализует свои мотивы и цели. Однако, как тип мышления, так и когнитивный стиль издавна связывались психологами с определенными индивидуально-типологическими особенностями человека. Так, К.Юнг (1924) различал свои психологические типы таким образом, что общительность или необщительность человека оказались определенным образом связаны с рациональным, практическим или абстрактным, аналитическим стилем познавательных процессов. Типология Э. Кречмера разделяет людей на шизотимов и циклотимов, которые отличаются не только телосложением и эмоционально-динамическими характеристиками, но и особенностями мыслительных процессов. У И.П.Павлова в зависимости от типа высшей нервной деятельности выделены первосигнальный (рефлекторный, непосредственный, чувственный) и второсигнальиый ("корковый", формально-логический) варианты восприятия явлений внешней среды.

Б.М.Тепловым и его учениками с помощью оригинальных психофизиологических исследований изучалась природная обусловленность индивидуальных психологических факторов. Н.СЛейтесом (1960) описаны особенности поведения и психического склада учащихся с художественным и мыслительным складом ума. В работах В. Д. Небылицииа, Э. А. Голубевой, П.В.Симонова, В.М.Русалова, И.И.Даниловой, М.К.Кабардова и многих других психофизиологов эти исследования получили свое дальнейшее развитие. Выявлена связь стиля мышления с межполушарной асимметрией. В частности, физиологический фактор реактивности оказался связанным с одной стороны с коммуникативностью, с другой – с вербальным и невербальным интеллектом. Существует также ряд более детально разработанных типов мышления, однако без опоры на эмоционально-личностный паттерн. Так, Р.Мейли (1928) с помощью аналитического интеллектуального теста выявляет:

1. формально-логический,

2. конкретно-образный,

3. аналитический, рецептивный,

4. творческий,

5. сензитивно-дифференцированный факторы интеллекта и, в дополнение к ним, такое свойство мышления как направленность. С помощью специальных тестов Г. Россолимо (1910, 1911), а затем Д.Векслера в количественных показателях выявлялись структурные соотношения разных сторон интеллекта при психических заболеваниях с тем, чтобы определить, как повлияла болезнь на мышление больного, какие функции пострадали в первую очередь, какие остались сохранными, каков их уровень. В первую очередь представляет интерес соотношение между вербальным и невербальным интеллектом. Клиническая модель, выявляющая более выпукло по сравнению с нормой некоторые аспекты личности, свидетельствует о том, что склонность к "абстрактному мышлению чаще сочетается с интровертными тенденциями, художественный стиль мышления больше свойствен эмоционально неустойчивым, демонстративным личностям, эпилептоиды отличаются конкретным мышлением и т.д. Б.Белый (1992) экспериментально доказал связь аналитического и холистического (т.е. абстрактно-логического и целостного, образного) типа мышления, выявляемого показателями теста Роршаха, с особенностями биоэлектрической активности, в частности, со стабильностью определенных диапазонов альфа-ритма. Б.Беспалько в своей многолетней работе, направленной на изучение генетической предиспозиции целого ряда личностных свойств, связывает некоторые структурные факторы теста Роршаха с базовыми свойствами личности.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Использование ТСО на лекционных занятиях
Среди разнообразных методов и средств совершенствования процесса обучения в высшей школе, а также интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности важное место отводится использованию технических средств обучения (ТСО). ТСО - это совокупность технических устройств и дидактических матер ...

Дидактические игры
Особый вариант педагогического общения представляют дидактические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помощи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотива ...

Учебный комплект по русскому языку авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной
Начиная с 1997 года, в практику школьного преподавания русского языка в начальных классах вошел учебный комплекс авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. В "Пояснительной записке" программы определена основная цель курса - " развитие личности ребенка на основе формирования ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru