Золотая педагогика

Современные психологические подходы в исследовании ИС

Страница 2

Таким образом, уже имеются предпосылки для типизации индивидуальных свойств интеллектуальной деятельности в неразрывной связи с эмоционально-личностными особенностями. Исследования стиля интеллектуальной деятельности, проводились параллельно с психодиагностическим изучением личностных свойств с использованием целого комплекса адаптированных и рестандартизированных личностных тестов. Исследование базировалось на парадигме целостного понимания личности как единства биологических и социальных факторов. Еще Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн (вопреки распространенным в 1930-е гг. в отечественной психологии тенденциям к нивелировке индивидных свойств, в противовес социально желательной модели личности) не сбрасывали со счетов роль индивидных врожденных, переданных по наследству от родителей и прародителей особенностей человека в формировании личности. Индивидуально очерченные свойства преломляют у каждого человека по-своему познание окружающей среды. Восприятие средовых явлений — процесс не пассивный, а субъективно предпочтительный, избирательный.

Это следует понимать так, что из широчайшего спектра впечатлений от окружающего мира, каждый человек с присущим именно ему индивидуальным способом восприятия выбирает и осваивает определенную информацию, акцентируя свое внимание на одних явлениях и пренебрегая другими. Эта индивидуальная избирательность по отношению к явлениям окружающего мира и свой собственный стиль усвоения полученной информации создает базу для формирования разных, по – своему неповторимых личностей при одинаковых средовых средовых условиях. В основе такого индивидуально-очерченного стиля восприятия, переработки и воспроизведения информации о познаваемом мире, трансформируясь в мысли, переживания и поступки человека, лежит та ведущая тенденция, или те две—три или более ведущие тенденции, которые пронизывают все уровни личности: и самые низкие, биологические, и его характерологическую структуру, и наиболее высокие уровни личности, каковыми являются социальная направленность и иерархия ценностей человека.

Понятие ИСД в качестве предмета исследования возникло в 1960 – х гг. Е.А. Климов охарактеризовал индивидуальный стиль деятельности, как "индивидуально - своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибега6ет человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности".

Исследования индивидуального стиля деятельности составило целое научное направление, основателем и теоретиком которого стал В.С. Мерлин, который пришел к открытию очень важных закономерностей, имеющих отношение ко всем стилевым характеристикам. Первый из этих аспектов связан с понятием зоны неопределенности как условия формирования стиля. По мысли В.С. Мерлина, выполнение всякой деятельности оставляет свободу внутри границ, позволяющую человеку проявлять свою индивидуальность в постановке промежуточных целей, выборе средств, для их достижения и реализации самой деятельности. Из этого следует, что стиль возникает там, где есть свобода самовыражения.

Наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля считают следующие:

а) устойчивая система приемов и способов деятельности;

б) эта система обусловлена определенными личностными качествами;

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Способность к обучению в школе
Диагностика исследования интеллектуальной готовности детей к школе проводилась с детьми старшей группы д/с 104 г. Твери. Детский сад № 104 Муниципальное образовательное учреждение, имеет 2 категорию развивающего типа. Работает по программе «Радуга», 12 групп. Работа осуществляется по оздоровительно ...

Методические рекомендации по теме: "Ознакомление с основами правового сознания детей дошкольного возраста"
Центральное место отводится работе по формированию правового сознания у детей путем ознакомления их с ближайшим окружением. Обучение может строится по принципу постепенного движения от самого "Я" до окружающего мира. Темы ознакомления детей с основами правового сознания Младший дошкольный ...

Особенности обучения младших школьников
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде в ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru