Выбор профессии, усвоение определенных трудовых навыков – неотъемлемые компоненты становления личности. Нелюбимая работа создает напряженные ситуации, соответственно увеличивается риск алкоголизации и наркотизации молодых людей. Кроме того, она способствует развитию у многих людей отрицательного отношения к труду, как таковому. Как найти свое призвание? Этим вопросом задаются все подростки, стоящие на пути профессионального самоопределения. Наша задача помочь, в выборе дальнейшего пути. К психологическим трудностям, которые испытывают юноши и девушки добавляются трудности, обусловленные не простой сегодня социальной ситуацией. Высокая степень неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что молодые люди с большой тревогой и опасениями смотрят в завтрашний день.
В раннем юношеском возрасте актуальными для развития становятся задачи независимого существования. Для их осуществления необходимы умение и навыки организации своей социальной жизни. В ранней юности намечается жизненно важное трудовое самоопределение человека, приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая делает его способным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности, формируется умение составлять собственные жизненные планы, находить средства их реализации. Одним из ключевых новообразований юношеского возраста является профессиональное самоопределение.
Профессиональное самоопределение – это осознание себя в отношении профессиональной деятельности, вследствие которого и совершается определенный профессиональный выбор; процесс самостоятельного и осознанного нахождения смыслов профессионального выбора и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, а также нахождения смысла в самом процессе самоопределения.
В.С. Мерлин, характеризуя ИСД, подчеркивает, что индивидуальный стиль "выбирается не только потому, что он успешнее, но и потому, что он приносит большое эмоциональное удовлетворение, вызывает состояние внутреннего комфорта". Е.П. Ильин, показывает, что типологические свойства нервной системы проявляются, в частности, в склонности к мало осознанной деятельности определенного характера (монотонной, скоростной и т.д.).
Необходимость знаний о специфике стиля деятельности, а также отсутствие достаточных знаний у старшеклассников, о профессиональном самоопределении, ориентация на свободный выбор и изменение в направлении будущего старшеклассников, осознанная саморегуляция деятельности, определили выбор нашей цели исследования.
Цель исследования изучить особенности влияния ИС и личностно- социальных и когнитивных особенностей на выбор направления профессиональной деятельности старшеклассников.
Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:
1. проанализировать психолого - педагогическую литературу по данной проблеме;
2. раскрыть в чем заключается особенности стилей деятельности старшеклассников;
3. на основе проведенного диагностического обследования определить, индивидуально- личностные особенности реципиентов;
4. определить влияние стиля деятельности на выбор профессии.
5. создания проекта по предпрофельной подготовке учащихся в школе, на основе дипломной работы;
Объект исследования – профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования – особенности влияния ИСД на выбор профессионального самоопределения старшеклассников.
Гипотеза исследования – ИСД и личностно – когнитивные свойства оказывают оказывает ли влияние на выбор профессии.
Образование, педагогика, воспитание:
Деятельностный подход к речевому процессу в теории А.А. Леонтьева
Явление «речь» в теории А.А. Леонтьева трактуется в зависимости от условий ее осуществления: в обучении иностранному языку – это самостоятельный вид речевой деятельности, обладающий всеми характеристиками деятельности в терминах А.Н. Леонтьева. В коммуникативном и познавательном видах деятельности ...
Разработка элективного курса «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 23.09.2003 г. №03–93 ин/13–03 «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования школы» рекомендуется во всех образовательных учреждениях начать с 2003/2004 учебного ...
Комплекс упражнений для управления обучением самостоятельному чтению
художественных текстов учащихся старших классов и организация контроля
Домашнее самостоятельное чтение и задания связанные с ним дают большие возможности для интеллектуального развития учащихся и повышения мотивации. Самостоятельную работу учащихся с иноязычным текстом следует сделать мотивированной, целенаправленной, управляемой, а процесс контролируемым самими учащи ...