Выбор профессии, усвоение определенных трудовых навыков – неотъемлемые компоненты становления личности. Нелюбимая работа создает напряженные ситуации, соответственно увеличивается риск алкоголизации и наркотизации молодых людей. Кроме того, она способствует развитию у многих людей отрицательного отношения к труду, как таковому. Как найти свое призвание? Этим вопросом задаются все подростки, стоящие на пути профессионального самоопределения. Наша задача помочь, в выборе дальнейшего пути. К психологическим трудностям, которые испытывают юноши и девушки добавляются трудности, обусловленные не простой сегодня социальной ситуацией. Высокая степень неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что молодые люди с большой тревогой и опасениями смотрят в завтрашний день.
В раннем юношеском возрасте актуальными для развития становятся задачи независимого существования. Для их осуществления необходимы умение и навыки организации своей социальной жизни. В ранней юности намечается жизненно важное трудовое самоопределение человека, приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая делает его способным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности, формируется умение составлять собственные жизненные планы, находить средства их реализации. Одним из ключевых новообразований юношеского возраста является профессиональное самоопределение.
Профессиональное самоопределение – это осознание себя в отношении профессиональной деятельности, вследствие которого и совершается определенный профессиональный выбор; процесс самостоятельного и осознанного нахождения смыслов профессионального выбора и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, а также нахождения смысла в самом процессе самоопределения.
В.С. Мерлин, характеризуя ИСД, подчеркивает, что индивидуальный стиль "выбирается не только потому, что он успешнее, но и потому, что он приносит большое эмоциональное удовлетворение, вызывает состояние внутреннего комфорта". Е.П. Ильин, показывает, что типологические свойства нервной системы проявляются, в частности, в склонности к мало осознанной деятельности определенного характера (монотонной, скоростной и т.д.).
Необходимость знаний о специфике стиля деятельности, а также отсутствие достаточных знаний у старшеклассников, о профессиональном самоопределении, ориентация на свободный выбор и изменение в направлении будущего старшеклассников, осознанная саморегуляция деятельности, определили выбор нашей цели исследования.
Цель исследования изучить особенности влияния ИС и личностно- социальных и когнитивных особенностей на выбор направления профессиональной деятельности старшеклассников.
Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:
1. проанализировать психолого - педагогическую литературу по данной проблеме;
2. раскрыть в чем заключается особенности стилей деятельности старшеклассников;
3. на основе проведенного диагностического обследования определить, индивидуально- личностные особенности реципиентов;
4. определить влияние стиля деятельности на выбор профессии.
5. создания проекта по предпрофельной подготовке учащихся в школе, на основе дипломной работы;
Объект исследования – профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования – особенности влияния ИСД на выбор профессионального самоопределения старшеклассников.
Гипотеза исследования – ИСД и личностно – когнитивные свойства оказывают оказывает ли влияние на выбор профессии.
Образование, педагогика, воспитание:
Реализация технологии физического воспитания в работе с детьми 5–6 лет с
задержкой психического развития
В РФ действуют специальные образовательные учреждения I-VШ видов. Для обучения и воспитания детей с ЗПР организуются учреждения VII вида: детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад комбини ...
Задачи и содержание словарной работы
Методика словарной работы в начальной школе предусматривает следующие направления: 1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов. Причем установлено, что ежедневно учащийся должен прибавлять к своему словарю на уроках родного языка 4— 6 слов; 2) уточнение словаря, т. ...
Физическая подготовка детей к школе
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками – факторы значительн ...