Золотая педагогика

Развитие самосознания в процессе профессионального самоопределения

Другое о педагогике » Влияние стиля деятельности на выбор профессионального самоопределения » Развитие самосознания в процессе профессионального самоопределения

Страница 1

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания личности. В работах И.С. Кона, В.П. Тугаринова, В.А. Ядова и др. представлен философско-социологический аспект проблемы самосознания. Различные аспекты самосознания в контексте развития личности проанализированы в трудах отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, Л.С. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и других.

В философской литературе под самосознанием понимается выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к окружающему миру. В социологии самосознание характеризуется как позиция человека – представителя определенной социальной группы. В психологии оно определено как "Я –образ", "Я – концепция", связанные с выделением человеком себя из объективного мира. К.К. Платонов считает: "Самосознание – одно из проявлений сознания как выделение себя [Я] из объективного мира ["не Я"]; осознание, оценка человеком себя, своего места в мире, своих интересов, знаний, переживаний, поведения". В педагогике сущность и функции самосознания исследуются с позиции процесса формирования личности, самосознание исследуется как процесс, в котором человек познает себя и относится к себе.

В исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна показано, что самосознание представляет собой особую ступень в становлении личности. Складывающееся самосознание в значительной мере определяет направленность, в том числе и профессиональную, человека, выполняет регулятивные функции в его психической жизни, выступая как один из важнейших механизмов саморегуляции личности.

Самосознание в старшем школьном возрасте приобретает качественно-специфический характер. Оно связано с необходимостью оценить качества своей личности с учетом конкретных жизненных устремлений. На основе самосознания развивается потребность в самовоспитании, направленном уже не только на преодоление тех или иных недостатков и развитие отдельных положительных качеств, но и на формирование личности в целом в соответствии с идеалами. Составным компонентом целостного самосознания личности является профессиональное самосознание. П.А. Шавир определяет профессиональное самосознание как "избирательно направленную деятельность самосознания, подчиненную задаче профессионального самоопределения. В наиболее обобщенном виде оно проявляется в осознании себя как субъекта будущей самостоятельной деятельности". Профессиональное самосознание студентов формируется благодаря развитию мышления, самостоятельности и других качеств и свойств личности и проявляется в осознании себя как субъекта будущей профессиональной деятельности.

Профессиональное самосознание как процесс включает понимание себя, своего профессионального поведения, эмоциональное самоотношение и самооценку; осознание норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств; осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой; учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; самооценивание человеком своих отдельных сторон. Профессиональное самосознание – "это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это система отношений и установок к себе как профессионалу, … опирается на профессиональную самооценку – потенциальную, ретроспективную, актуальную, идеальную". Позитивное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив приводит к позитивной профессиональной Я-концепции – структурированному представлению о себе как о профессионале. У любого человека при условии позитивного самовосприятия повышается уверенность в себе, эффективность в профессиональном обучении, удовлетворенность своей профессией, возрастает стремление к самореализации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Образование, педагогика, воспитание:

Диагностика двинательной активности детей дошкольного возраста
Определение объема двигательной активности производится при помощи механического и электронного шагомера. Для измерения естественной дневной двигательной активности шагомер надевается всем детям и снимается в определенный временной диапазон (например, с 8 до 17 или 19). В этот день не следует стиму ...

Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности географических представлений у дошкольников
Исследование начато в декабре 2004 года на базе подготовительной группы ДОУ № 2 г. Осинники, использующего в экологическом воспитании дошкольников программы "Юный эколог" С.Н.Николаеваой, и раздел "Ребенок открывает для себя мир природы" программы "Детство". В программ ...

Методика проведения занятий по обучению детей рассказыванию по картинкам
В методике развития речи обучения рассказыванию по картинам (описание и повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е.И. Плехее ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru