Золотая педагогика

Стилевые характеристики и личностные типологические особенности

Другое о педагогике » Влияние стиля деятельности на выбор профессионального самоопределения » Стилевые характеристики и личностные типологические особенности

Страница 1

Как связаны стилевые характеристики с личностными типологическими особенностями?

Говоря о формировании стиля человека, мы так или иначе имеем в виду две исходные координаты — внутреннюю индивидуальную среду как источник детерминации стилевых свойств и внешние условия, "отвечающие" не только за первый стимул, но и за контекст, в котором реализуется стилевой феномен.

Здесь неизбежно затрагивается и другой вопрос. Как влияет объективная деятельность на стилевые проявления в контексте разрабатываемой концепции о стилевых особенностях саморегуляции - это означает, какие требования предъявляются к регуляторике? Когда мы переходим к анализу индивидуального стиля саморегуляции, то в качестве предпосылок рассматриваем не только индивидуальные особенности основных процессов, но и субъектно-личностные особенности, например, самостоятельность, надежность. Эти свойства во многом являются системообразующими, сквозными как для регуляторных процессов, так и для личностных. Таким образом, мы вводим проблему регуляции в личностный контекст.

Личностные регуляторные профили показывают, что регуляция в стилевом контексте зависит от мотивированности, от того, насколько человек стремится овладеть средствами саморегуляции для достижения цели, опираясь на сильные и компенсируя слабые стороны характера. В ситуациях высших достижений выражена мотивация, но в обычных ситуациях реальной деятельности, не требующей высокого напряжения, чаще встречаются акцентированные способы регуляции. Характер влияет, но тем не менее успешность деятельности зависит от того, насколько успешно найдены эти способы саморегуляции.

Нельзя сбрасывать со счетов предрасположенность, когда мы говорим об универсальности проявлений данного стилевого признака. Если человек ригидный при выделении фигуры из фона, и ригидным он остается в поведении с семьей, то это тип человека, у которого на уровне нервных процессов выражена инертность и слабость саморегуляции. В другом случае человек региден в моторном плане, а в социальном - пластичен.

Индивидуальная предиспозиция, тесно связанная с врожденными свойствами, лежит в основе личностных свойств, развивающихся на данной почве. Не учитывать их и опираться только на привитые социально-исторические нормы, это значит снова проявлять перекос в понимании принципов формирования личности. Еще С.Л.Рубинштейн в свое время утверждал, что социальная детерминанта развития личности не является единственной, что информация, идущая от окружающего мира, от внешней среды, преломляется через индивидуальный тип восприятия, через его специфические внутренние среды.

Следует придерживаться парадигмы целостного восприятия личности, включая в это понятие все те структуры, которые оказывают влияние на этот процесс тем или иным способом. Биологический фактор не только не должен по-прежнему отрицаться, но напротив, после долгих лет замалчивания его значимости следует отдать ему должное. Ни Э.Кречмера, ни Л.ф.Лазурскогр с его эндопсихикой и экзопсихикой, ни Шелдона, экспериментально доказавшего достоверность корреляционных связей конституционально-типологических особенностей с психологическими свойствами у человека, нельзя упрекнуть в спекулятивности идей. Наши экспериментально-исследовательские данные подтверждают это.

Понятие ведущая тенденция — более емкое и динамичное, чем "черта", "свойство", "состояние", оно их всех объединяет и определяет, направление их трансформации в разные периоды жизни и на разных уровнях самосознания.

Ведущая тенденция – это дефиниция, включающая в себя и условия определенного личностного свойства, и предиспозицию к тому состоянию, которое может развиваться под влиянием средовых воздействий как продолжение данного свойства. К примеру, повышенная тревожность как конституциональное свойство ведет к формированию повышенного уровня тревожности как индивидуально- личностной чертой и легко перерастает в состояние тревоги при неблагоприятной ситуации. В зависимости от того, одна или несколько тенденций в структуре личности являются, наиболее выраженными (ведущими) – перед нами однозначный или многозначный, мозаичный личностный паттерн. Если по вертикали тенденция пронизывает разные аспекты личности - базовые свойства, черты характера и их реализацию как социальные установки или особенности актуального состояния, то по горизонтали тенденция включает в себя индивидуальный стиль личности, проявляющийся в основных подструктурах личности: мотивационная сфера, эмоциональные особенности, когнитивный стиль и коммуникативные свойства.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Использование стихов детских поэтов на утренниках и праздниках
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: Без праздников не бывает детства! Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окруж ...

Влияние процесса саморегуляции на социальную адаптацию одаренного ребенка
Каждый ребенок обладает одному ему присущими свойствами, которые и создают его индивидуальность. Анализ литературных источников по проблеме приводит к выводу о том, что трудности в общении в значительной мере связаны с особенностями личности одаренных. И роль этих особенностей столь велика, что с о ...

Использование подготовительных игр на уроке иностранного языка в начальной школе
Подготовительные игры – это игры, направленные на формирование языковых навыков и умений. Они бывают грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Рассмотрим каждую группу игр подробно. Грамматические игры Большую роль в обучении школьников играют грамматические игры, поскольку овладе ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru