Золотая педагогика

Стилевые характеристики и личностные типологические особенности

Другое о педагогике » Влияние стиля деятельности на выбор профессионального самоопределения » Стилевые характеристики и личностные типологические особенности

Страница 2

Отсюда и познавательные особенности, и процессы саморегуляции, и иные проявления личности окрашиваются той ведущей тенденцией, которые проявляются как наиболее выраженные в силу конституционально-типологической предиспозиции.

Ведущая, тенденция личности проявляется как в осознанной деятельности, на уровне его интеллектуальной активности, в поведении, в выборе (не всегда осознанном) сферы социальной деятельности, так и на бессознательном уровне. Декларативно-установочные аспекты, касающиеся самопредъявления, хотя и подвластны контролю сознания, в значительной степени связаны с экспектациями социума.

Когда, говорят о стиле или о ведущей тенденции, то подразумевают некую систему сопряжения, имеющую типологическую окраску. Эта система заключается в том, какие параметры разных уровней друг с другом связаны. Ригидность, моторной установки связана с не пластичностью в решении когнитивных задач, но не обязательно связана с ригидностью в межличностных отношениях. Однако есть какой-то диапазон, где реализуется эта нижележащая тенденция. Дальше сцепление с характеристиками высших уровней также идет не случайно. Возможно, стиль основан на системе врожденных реакций, которая затем трансформируется в систему предпочтений, формирующуюся под воздействием средовых влияний. Типов этих реакций тоже насчитывается ограниченное число и они тоже укладываются в типологию. Так или иначе, мы все время выходим на необходимость составления классификации. Какие корректирующие возможности у человека по отношению к стилю? Насколько его можно изменить, и есть ли необходимость его корректировать? Рациональное воспитание или правильно подобранная психокоррекция могут способствовать усилению самоконтроля, успешному овладению ситуацией. Напротив, неадекватные методы социального воздействия могут ту или иную черту усилить, что приведет к затруднениям в адаптации личности к социальным условиям. Если человеку предлагать или даже навязывать опредёлённую социально-желательную модель, которой он обязан соответствовать, это всегда сопряжено с изменением (или даже занижением) самооценки, что само по себе вносит дисгармонию в личностный конструкт. За cooтвeтствие социaльнo-жeлaтeльнoй усредненной модели человек может заплатить слишком дорогую цену. Если при этом все, что ему свойственно "от природы" подвергается давлению и ломке, то это, безусловно сказывается на общем психическом здоровье человека. Поэтому процесс воспитания (или коррекции), должен проводиться индивидуализированно развивая лучшие стороны характера и нивелируя, смягчая то, что пойдет ему во вред. Согласно сократовской премудрости, нужно "не наполнить сосуд, но зажечь светильник". Если же личностью подавлять характер, то за личность придется принимать лишь социально поощряемый "фасад", в то время как реальное лицо человека останется сокрытым. Тот, кто принимает правила игры и надевает маску социально-желательного, нормативного образа, может преуспеть в достижении социально признаваемого успеха, но это не обязательно означает, что такая деятельность действительно ценна. Словом, речь может идти об ориентации в большей степени на свой субъективизм или на окружающую среду. Среду, в которой содержится и возможность успеха, и, наоборот, возможность неудачи и последующей дезадаптации. Давление социума на личность может оказать не только воспитывающее, но и разрушающее влияние. Именно проблема уязвленного самолюбия ощущение нереализованности и силу неблагоприятного стечения обстоятельств или унизительно го отношения к себе, лежит в основе алкоголизации, наркомании, суицидальных тенденций, немотивированной агрессивности, криминального поведения. Нельзя безнаказанно разрушать врожденный базис индивидуально-личностных свойств. Это приводит также и к развитию разных физических заболеваний. Американский ученый Вульф считает, что конфликтная ситуация, вызывающая у индивида агрессивные переживания, которые он должен подавлять, способствует развитию язвы желудка: по атавистическим механизмам, доставшимся человеку от его предков, желание съесть врага приводит к приливу крови к стенкам желудка, в связи с чем происходит самопереваривание стенок желудка. Естественно, речь идет о бессознательных механизмах, что еще больше иллюстрирует связь психологического и биологического аспектов психических проявлений.

Для того, чтобы справиться с таким мощным биологическим обусловливанием и сложившимся на его основе механизмом реагирования нужна иногда не просто коррекция, а разрушение поведенческих стереотипов. Разрушение поведенческих стереотипов должно также проводиться дифференцированно и опираться на выявленный индивидуально очерченный стиль.

Страницы: 1 2 

Образование, педагогика, воспитание:

Общая характеристика индивидуальной речевой деятельности в концепции И.А. Зимней
Внутренний механизм, управляющий видами речевой деятельности, это – Высшая интегративная вербально-коммуникативная функция человека (ВКФ), которой выражается единство сознания и деятельности индивида, как системная целостность способностей когнитивной, и языковой форм сознания. ВКФ – интегративная ...

Психолого-лингвистические и дидактико-методические основы обучения чтению как виду речевой деятельности
В психологической литературе речевая деятельность определяется как "реализация общественно-коммуникативной деятельности людей в процессе их вербального общения". Способами её реализации, или видами речевой деятельности, являются говорение, слушание, чтение и письмо. Как справедливо отмеча ...

Игры с использованием обобщающих слов
Общая цель для всех игр этого раздела – учить детей понимать обобщающие слова и использовать их в своей речи. Важно , играя в эти игры, делать акцент на обобщающие слова: «Все это мебель (посуда, одежда и т.д.). Покажи где мебель (посуда, одежда и т.д.). Скажи – мебель (посуда, одежда и т.д.)». Или ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru