Золотая педагогика

Генезис стиля

Предпосылки существования объективированных стилей создаются в процессе развития деятельности, отчуждения ее результатов, продуктов, средств от производителя.

Условным началом формирования индивидуального стиля можно считать вступление субъекта в деятельность. Сразу же, еще до сколько-нибудь полного овладения деятельностью, происходит процесс самоопределения субъекта в совокупности условий деятельности - что-то более соответствует его индивидуальности, что-то - менее.

Овладение деятельностью и приспособление к ее требованиям идут поэтапно. На этапе устойчивого мастерства адаптацию обеспечивает еще и "структура" стиля (совокупность устойчиво используемых компонентов в разных ситуациях). На этапе высшего мастерства адаптацию подкрепляет тип организации деятельности (предпочитаемые тактики, стратегии, тактико-технические действия), направляющий условия ситуации деятельности в желательное русло.

Нa формирование индивидуального стиля параллельно воздействует и второй внешний фактор — субъектный (интерперсональный). Установлено, что не только индивидуальный стиль, но и результаты спортсмена значительной степени определяются индивидуальным стилем и соответствием психофизиологических особенностей.) стиля и др. Этот феномен был назван "психологической нишей" (Толочёк, 1992).

В управленческой деятельности руководителей отмечают те же стилевые проявления. Также выражен феномен "субъективно удобные условия деятельности" с его влиянием на другие характеристики индивидуального стиля (предпочтение определенных задач и способов их решения, образы "идеального" партнера и организации деятельности и др.). Наблюдается аналогичная взаимосвязь стилей и индивидуальностей партнеров по управленческой структуре (выше и нижестоящего руководителя), широкие диапазоны возможного перераспределения функций управления между ними (передачи партнеру до 100 % собственных стандартных управленческих задач).

Итак, каждого вновь вступающего профессиональная деятельность встречает исходной структурированностью своих компонентов (определенными структурно-функциональными отношениями между ними). Ее пространство также структурировано и "распределено" между ее участниками (субъектом и педагогом, наставником, тренером, руководителем, партнером, соперником и т.п.), что предполагает симбиоз их конкуренции — сотрудничества. Формирование эффективного индивидуального стиля есть процесс согласования всех ее значимых условий (обобщенно назвали их тремя факторами).

Образование, педагогика, воспитание:

Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельнос ...

Динамика физической подготовленности детей 6 лет в процессе педагогического эксперимента
Анализ достоверности внутригрупповых различий физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах, осуществляемый по интегральным показателям, позволил выявить следующее (табл. 6). По количеству и уровню достоверно изменившихся показателей за учебный год выявлено преимущество дете ...

Содержание деятельности социального педагога в специальной образовательной школе – интернат VIII вида
Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому. В течение XX в. складывалась система специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые являются пре ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru