Золотая педагогика

Когнитивно стилевой подход

Кстати, когда мы говорим о когнитивном стиле или о типе мышления, следует учитывать, что индивидуальный стиль окрашивает индивидуальную специфику и восприятия, и переработки, и воспроизведения той или иной информации.

Каждый вышележащий уровень психического развития содержит в себе — в более развернутом, и дифференцированном виде — те индивидуально-личностные проявления, которые в закодированном виде (и на более примитивном уровне) можно отметить на уровнях нижележащих. Таким образом, ведущая тенденция пронизывает "древо личности" (все ее структуры) снизу доверху. Чем выше уровень развития, тем ближе мы к понятию сформировавшейся личности, тем больше учитываются индивидом требования среды в процессе личностной интеграции и формирования зрелых форм саморегуляции.

Индивидуальная дифференциация когнитивного стиля не ограничивается лево- или правополушарным вариантами. Различными стилями познавательной деятельности отличаются личности с преобладанием тревожности, эмоциональной лабильности (наглядно-образный когнитивный стиль), сензитивности, пессимистичности (вербально-аналитический), индивидуалистичности (формально-логический, иррациональный, абстрактный), ригидности (прагматический, рациональный, конкретный), спонтанности, коммуникативности (интуитивный, опережающий опыт, неконформный).

Говоря о стиле поведения можно выделить два типа. Некоторые люди пытаются свой стиль изменить (сделать более эффективным). Наибольшие трудности возникают с нормативной установкой, тем, что для них среда - внешний референт. Однако это происходит, возможно, и потому, что тип нервной системы, базовые свойства нуждаются в такой поддержке со стороны среды. Противоположный стиль: человек, имеющий устойчивые базовые характеристики, может достаточно легко преодолевать возникшие препятствия. В этом случае мы говорим о выраженности стратегий совладания. Наиболее выраженные отличия в индивидуально- типологическом плане имеют признаки сильного, гипертимного (экстровертного, импульсивного) типа, противопоставляющего свое "Я" окружению, и слабого, гипотимного (интровертного, сензитивного) типа, подавляющего свои непосредственные желания и намерения во имя сохранения контакта с окружением.

Импульсивный—рефлексивный конечно же не значит только эмоциональный—рациональный. Эмоциональный человек на высоком уровне развития не является импульсивным, то есть обязательно совершающим много ошибок, но испытывает глубокие и разнообразные, сильные эмоции. Он больше ориентирован на здесь, сегодня. Поэтому, когда поведение окружающих конформно, то раскрепощенность "фонтанирует" (ведь это "нельзя", "не-дозволено"). Поэтому типологически обоснованный подход необходим для коррекции поведения. Эта тропа делится все равно пополам. Индивидуализация подхода должна быть с учетом этих особенностей. Так, в наших исследованиях выделяются восемь типов поведения, основанных на ведущей тенденции, пронизывающей мотивационные, эмоциональные и когнитивные уровни.

В контексте преобладающего, стиля межличностного поведения выделены следующие типы:

1.лидирующий,

2.независимый,

3.когнетивно-агрессивный,

4.недоверчиво-конфликтный,

5.пассивно-покорный,

5.конформно-зависимый,

6.конвенционально-сотрудничающий,

7.ответственно-альтруистический.

Их можно объединить в два основных типа. 1.Сильный, активный, уверенный в себе с наступательной тактикой поведения, склонный обвинять в неудачах окружающих — включает в себя первые четыре подтипа.

2.Слабый, неуверенный, с повышенным чувством вины — другие четыре подтипа. Замыкающий на себя и стремящийся вовне. Следует только подчеркнуть, что самореализующаяся личность — это не только активная, но и в известной степени агрессивная личность. Необходимо преодолеть неприязнь к этому термину, не следует его понимать как идеологическую или патологическую агрессию. Всякий поступок, идущий вразрез с интересами других, воспринимается как та или иная степень агрессивности. Также и тревожность означает лишь повышенную восприимчивость к происходящим вовне явлениям, как адаптивное свойство личности, перерастающее в черту характера. Многолетний опыт изучения личностных свойств, в том числе при выявлении разных личностных паттернов в разных профессиональных видах деятельности, позволил нам выделить восемь противоположных друг другу ведущих тенденций, проявляющихся на разных уровнях самосознании и пронизывающих разные аспекты личности: интроверсия—экстраверсия, тревожность—агрессивность, эмоциональная ригидность—лабильность, сензитивность — спонтанность. Каждая индивидуально-личностная тенденция окрашивает и когнитивный стиль. Ригидность проявляется в упорстве отстаивания собственного мнения, в трудностях переключения на другой вид интеллектуальной деятельности, в стремлении выстроить жесткий конструкт в собственной понятийной сфере, в тенденции синтезировать разные детали в целостный механизм, а отдельные цифры — в насыщенную смыслом формулу. Напротив, целостное, наглядно-образное восприятие эмотивных личностей чувственно окрашено, иллюстрируется яркими образами, менее формализовано и находится и тесной зависимости от настроения человека, степени его вовлеченности в эмоционально окрашенное общение с другими.

Образование, педагогика, воспитание:

Определения равномерно сходящихся функциональных последовательностей и рядов
Опр.5. Последовательность функций равномерно сходится на множестве Х к предельной функции , если . Опр.6. Функциональная последовательность называется равномерно сходящейся на множестве X, если существует функция , в которой она равномерно сходится на множестве X. Обозначение: . Геометрический смыс ...

Анализ передового педагогического опыта
Мировая педагогическая практика широко использует подвижные игры в процессе совершенствования физических навыков малышей. В Китае, Чехии, Германии, Японии, Финляндии и многих других стран подвижные игры являются одним из основных видов физической активности воспитанников детских садов. В России под ...

Описание пробного обучения и его результатов
Изложенные выше теоретические положения мы апробировали на практике в сентябре – октябре 2008 – 2009 учебного года в 4 «А» классе в реальных условиях учебного процесса в средней школе №133 г. Самары. Это означает, что нами было проведено пробное обучение. Уроки проходили в соответствии с расписание ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru