Золотая педагогика

Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Другое о педагогике » Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Страница 1

В России уровень смертности населения трудоспособных возрастов от несчастных случаев, отравлений и травм, в том числе производственных, в настоящее время соответствует аналогичным показателям столетней давности, почти в 2,5 раза превышает показатели, сложившиеся в развитых странах, и в 1,5 раза ─ в развивающихся. Смертность трудоспособного населения превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза. Уровень производственного травматизма с летальным исходом в России значительно (до 12 раз) превышает уровень аналогичного травматизма в экономически развитых странах. Каждый год в нашей стране погибает столько же работников, сколько во всех странах Евросоюза. За прошедшие пятнадцать лет на производстве погибли более 125 тыс. и были тяжело травмированы более 5 млн. работников.

Значительная часть выпускников инженерных вузов встречается с трудностями в работе по обеспечению безопасности труда и экологической безопасности. Связано это прежде всего с несформированностью у выпускников достаточных навыков адаптации к профессиональной среде, умений планировать и создавать эффективную систему своей работы в реальных условиях, решать многочисленные классы производственных задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека в производственной среде.

Положения концепции образования в области безопасности жизнедеятельности, разработанные ведущими российскими учеными (С.В. Белов, Б.Е. Прусенко, А.К. Прыгаев, Е.В. Глебова, О.Н. Русак, П.П. Кукин, Л.А. Михайлов и др.), решаются в основном эмпирически, усилиями отдельных вузов или кафедр. Это происходит по той причине, что улучшение подготовки будущего инженера, умеющего решать задачи безопасности жизнедеятельности в среде обитания, достигается в основном как совершенствование традиционной практики обучения. Следствием является тот факт, что студент, подготовленный по инженерной специальности (машиностроение, строительство, транспорт и т.д.), оказывается профессионально подготовленным к производственной деятельности по приобретенной специальности, но не всегда готов к анализу и разрешению реальных ситуаций в сфере производственной и экологической безопасности, которые ему необходимо решать в проектной, технологической, организационной и иной профессиональной деятельности. В качестве одной из основных причин сложившейся ситуации, по нашему мнению, выступает недостаточное научное обеспечение системы обучения безопасности жизнедеятельности.

Актуальность данного исследования подкрепляется также тем, что проблема нравственного и духовного воспитания требует внимания со стороны вузов. Социологические исследования жизненных стратегий и моделей поведения современного студенчества, мотивов получения профессионального образования свидетельствуют о том, что в области базовых ценностей появляется девиантное поведение и ориентация личности на профессиональную деятельность, для которой характерны нарушения норм права, отсутствие уважения к персоналу на свободном рынке труда. Опасные смещения психологических качеств личности в сторону ее дегуманизации уже проявляются в практической деятельности в виде институционализации неправовых практик, вызывая социальные напряжения и конфликты в малых группах, что не способствует качеству труда и не обеспечивает его безопасность. Таким образом, активно развивается «платформа» дегуманизированного, небезопасного труда, так как гуманитарная компонента трудового процесса оказывается необеспеченной. Проблема становления высоконравственной личности весьма актуальна, поскольку Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12. 2002 г. №184-ФЗ выделяет регламенты, главным образом связанные со сферой обеспечения безопасности жизнедеятельности, и стандарты, которые работодатели и производители добровольно устанавливают для себя и гарантируют их соблюдение с учетом минимальной степени риска причинения вреда человеку.

Согласно документам Европейской федерации национальных инженерных организаций (Federation Europeenne d'Associations Nationales d'Ingenieurs, FEANI), представляющей интересы инженерной профессии в Европе более 80 национальных инженерных ассоциаций из 27 европейских стран, Комиссии европейских сообществ (Commission of the European Communities, 2005), итоговая (оцениваемая) компетенция включает когнитивный, функциональный, личностный и этический аспекты. Таким образом, компетентностный подход формулирует результаты образования не только в тер­минах знаний-умений-навыков, но также как готовность выпускника (и уровень этой готовности) осуществлять профессиональную деятельность, взятую в своей синтетической сложности. От инженера, в частности, требуется проектирование и решение сложных инженерных задач, разработка систем, компонентов или процессов, которые удовлетворяют заданным требованиям и учитывают вопросы охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, культурные, социальные и экологические аспекты в среде обитания.

В этой связи необходимо обеспечить соответствие национальной системы образования международным стандартам, требования которых предполагают готовность выпускников к безопасной профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Методика использования познавательной книги и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников
Обобщенный анализ данных позволяет выделить ряд требований к книге математического содержания. Книга должна: быть доступной по содержанию, представлениям и форме; соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (размер, используемые материалы и краски, качество и размер рисунков и т. п.); иметь ...

Влияние игры на формирование элементов учебной деятельности и интеллектуальной подготовки детей
Подготовка к школе органично входит в жизнь ребенка, если взрослые учитывают психологическую специфику дошкольного возраста, не забывая о ведущей роли игры в этом периоде развития личности. Академик А.В.Запорожец писал, что оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможносте ...

Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях
В последние годы ведущими направлениями в исследованиях по физической культуре стали изучение эффективности двигательной активности детей, совершенствование количественных и качественных показателей развития движений. Исследования профессора И.А.Аршавского говорят о том, что у ребенка восстановлени ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru