Золотая педагогика

Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Другое о педагогике » Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Страница 4

Таким образом, противоречия выдвигают проблему исследования: обобщить, систематизировать и теоретически осмыслить комплекс подходов, представлений, сущностно связанных с изучением, формированием и развитием компетентности специалистов, и на этой основе разработать теоретические основы формирования экологической компетентности будущих инженеров.

− обогатить теоретические и практические основы формирования профессиональной компетентности при подготовке инженеров;

− определить структуру экологической компетентности и выявить возможности и особенности ёе формирования в техническом вузе;

− разработать обосновать теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера.

Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы формирования экологической компетентности инженера обусловили выбор темы настоящего исследования «Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера».

Определение проблемы и темы диссертации позволило сформулировать научный аппарат исследования.

Объект исследования ─ профессиональная подготовка будущего инженера в техническом вузе.

Предмет исследования ─ теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера-строителя.

Цель исследования ─ разработка теоретико-методологического и методического обоснования концепции формирования экологической компетентности будущего инженера.

Гипотеза исследования определилась в виде предположений о том, что качество профессиональной подготовки будущего инженера повысится, если:

─ выявлены особенности и проблемы обучения безопасности жизнедеятельности будущих инженеров, тенденции и перспективы развития компетентностного подхода в инженерном образовании и определено понятие «экологическая компетентность»;

─ разработана модель экологической компетентности будущего инженера, раскрывающая основные характеристики её формирования, как совокупность структурных компонентов (профессиональные знания и умения, профессионально-личностные качества, нравственные качества личности);

─ концепция формирования экологической компетентности построена на идеях целостного развития личности и гуманизма;

─ формирование экологической компетентности будущего инженера имеет системное построение и реализуется в технологии обучения и воспитания личности, в которой выделены и обоснованы содержание, методы, средства и формы, погружающие студентов в активную учебно-профессиональную деятельность с опорой на реальные условия будущей профессиональной деятельности.

Исходя из проблемы, выдвинутой гипотезы поставлены задачи:

1. Исследовать и систематизировать проблемы обучения безопасности жизнедеятельности в вузах при подготовке специалистов инженерных специальностей.

2. Разработать и обосновать теоретическое содержание вопроса формирования экологической компетентности будущего инженера.

3. Определить сущность понятия «экологическая компетентность» будущего инженера как цели и компонента формирования профессиональной компетентности в условиях технического вуза и разработать её модель.

4. Разработать концепцию, модели и педагогическую технологию формирования экологической компетентности будущего инженера, которые свяжут воедино все компоненты учебного процесса в целостную интегрированную систему, обеспечат требуемый уровень сформированности экологической компетентности, достаточный для начальной стадии самостоятельной профессиональной деятельности и решения задач безопасности жизнедеятельности в условиях производства.

5. Провести педагогический эксперимент, направленный на проверку гипотезы исследования, апробацию разработанной концепции, моделей и технологии.

Методологическая и научно-педагогическая основа исследования выстраивалась в русле ряда исходных положений и ведущих идей философских учений, современных концепций развития личности:

− положения гуманистической философии, педагогики и психологии (Н. Бердяев, Д. Дьюи, А. Маслоу, К. Роджерс, Ж. Сартр, В. Франкл, Э. Фромм, К. Юнг и др.);

− идеи целостности человеческого бытия в экологической парадигме развития общества (В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, М.В. Соколовский, Г. Полде, Г. Шеффер и др.);

− идеи духовной вертикали развития (В.С. Соловьев, И.А. Ильин).

Основой исследования явились: философия образования, основанная на принципах гуманизма и взаимосвязи образования, культуры, социума (К.А. Абульханова-Славская, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, Л.П. Буева, Б.С. Гершунский, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков, К.А. Шварцман, Г.П. Щедровицкий и др.); философия и методология системного подхода в образовании и научном познании (Н.Т. Абрамова, В.Г.Афанасьев, И.В. Блауберг, Брушлинский А.В., В.И. Гинецинский, В.П. Зинченко, Л.Я. Зорина, В.П. Кузьмин, О.Е. Лебедев, М.М. Левина, Е.Б. Моргунов, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.); теория развития личности в деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин. В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); теоретические основы профессионального образования (Л.И. Анцыферова, С.И. Архангельский, С.Я. Батышев, А.В. Беляев, Н.В. Васина, В.И. Горовая, А.А. Деркач, Л.М. Митина, Е.А. Климов, А.К. Маркова, М.И. Махмутов, В.А. Сластенин, Ю.Г. Татур, А.Н. Ходусов, Т.И. Шамова и др.); концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, А.П. Валицкая, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.); концепция целостного педагогического процесса, (В.С. Ильин, В.В. Краевский, И.Л. Лернер, Н.К. Сергеев и др.); концептуальные педагогические положения, посвященные профессионально и личностно-ориентированным принципам обучения, представленные в работах А.С. Беляевой, Е.В. Бондаревской, А.А. Вербицкого, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, Л.А. Зориной, Э.П. Комаровой, М.М. Лебедева, Л.В. Париновой, П.И. Пидкасистого, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, И.С. Якиманской и др.; основные принципы, пути и способы реализации непрерывного образовательного процесса, объединяющего различные этапы развития, обучения и воспитания личности студента как субъекта педагогического процесса, разработанные в трудах Б.Г.Ананьева, С.Я. Батышева, Г.А. Бордовского, А.А. Вербицкого, С.М. Годника, М.В. Кларина, В.В. Лаптева, A.M. Новикова, В.А. Сластёнина, А.И. Субетто и др.; идеи развития потенциала личности (М.С. Каган, В.Н. Марков, В.Г. Рындак, Ю.В. Синягин, Е.Л. Яковлева и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Образование, педагогика, воспитание:

Роль и место самостоятельного домашнего чтения в обучении учащихся старших классов иностранному языку
Чтение на иностранном языке как опосредованная форма общения предоставляет возможности для расширения кругозора учащихся за счёт познавательной информации, заложенной в текстах, для воздействия на их интересы, чувства и эмоции. Как справедливо отмечает Л.А. Чернявская, оно оказывает влияние на разв ...

Первые научные исследования на Ставрополье по физике и математике
С расширением сети вузов и формированием системы всеобщего среднего обучения усиливались требования, предъявляемые к качеству образования. 23 июня 1936 г. вышло постановление СНК и ЦК ВКП (б), в котором говорилось, что только те вузы могут дать подготовленных специалистов, которые наряду с учебной ...

Анализ методов, подходов, приемов, средства для развития изобретательских способностей
Развитие изобретательских способностей студентов – деятельность, основанная на использовании комплекса способов и средств, обеспечивающих выявление и развитие творческих способностей студентов инженерных специальностей. Эти способы и средства следует рассматривать как дополнение к существующей сист ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru