Золотая педагогика

Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Другое о педагогике » Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Страница 7

6. Условия формирования экологической компетентности будущих инженеров, позволяющие развивать творческое и мотивированное отношение к учению, представляющие направленность преподавательской деятельности на проблемы безопасности, выделение индивидуальных способностей и возможностей, эмоциональное стимулирование познавательной активности учащихся. путем организации творческой деятельности.

Апробация результатов исследования осуществлялись в процессе методических семинаров и консультаций для преподавателей дисциплин цикла «Безопасность жизнедеятельности» вузов Курской области; на 28-и научных, научно-практических и научно-методических конференциях и семинарах международного и всероссийского статуса в гг. Белгороде, Владимире, Курске, Красноярске, Липецке, Новосибирске, Омске, Орле, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Самаре, Тамбове, Туле, Челябинске (1995-2007 гг.).

Ход исследования и его результаты обсуждались на заседаниях кафедр: охраны труда и окружающей среды КурскГТУ, педагогики и психологии КурскГТУ, «Связи с общественностью и педагогика» ВГТУ.

Материалы исследования внедрены в учебный процесс КурскГТУ, гуманитарно-технического института (г.Курск), Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, ОрёлГТУ, ВГТУ.

В первой главе «Проблематика обучения безопасности жизнедеятельности и экологии будущих инженеров» рассмотрены современные отечественные и мировые тенденции подготовки специалистов с инженерным образованием. Анализ показал, что объективной закономерностью и условием развития высшего технического профессионального образования является единство и взаимосвязь его основных функций, а главное предназначение образования осмысливается как путь и форма становления целостного человека в целостном образовательном пространстве, обретение личностью самобытности в пространстве культуры и истории, развитие способности к ответственному, творческому решению задач в избранной профессиональной деятельности. Выдвигаются на первый план ориентиры на саморазвитие, самообразование и самоактуализация личности, формирование компетентностей, позволяющих выпускнику успешно адаптироваться на современном рынке труда и решать профессиональные задачи.

Отличительной чертой отечественного высшего профессионального образования становится возвращение к идее формирования ценностных отношений к человеку и обществу. Поэтому формирование нравственных качеств личности специалиста требует от педагогов внедрения гуманистических идей в процесс обучения. Это инициирует обращение педагогической практики к исследованию антропологических оснований обучения и воспитания в высшей технической школе.

Выполненные исследования позволили установить и систематизировать проблемы обучения безопасности жизнедеятельности в вузах при подготовке будущих инженеров, которые сводятся к следующему:

− дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и «Экология» не могут вместить в рамках учебного процесса отдельные специальные направления обучения производственной безопасности и промышленной экологии, связанные с будущей профессиональной деятельностью выпускника инженерного вуза;

− принятые в высшей школе Государственные образовательные стандарты не включают дисциплины «Безопасность труда в отрасли» («Охрана труда») и «Промышленная экология» («Охрана окружающей среды») в перечень специальных дисциплин, и этот факт вошел в несоответствие с законами РФ;

− обучение безопасности жизнедеятельности сводится к овладению совокупностью знаний, трудно реализуемых в профессиональной практике;

− проблема оптимального функционирования всех компонентов педагогического процесса в техническом вузе с позиций безопасности жизнедеятельности, включая вопросы активного введения личности в обучающий процесс, соотношения общеобразовательной, гуманитарной, специальной и профессиональной подготовки, продолжает оставаться открытой;

− у педагогической общественности сложилось неоднозначное суждение о безопасности жизнедеятельности в среде обитания, поскольку культура безопасности в общественном сознании до настоящего времени не сформирована. Следствием является непонимание того, что одним из главных факторов снижения профессиональных рисков является формирование не только профессиональной компетентности, но и нравственных качеств будущих специалистов и руководителей;

− тенденции обучения безопасности жизнедеятельности в технических вузах отстают от гуманистических тенденций развития высшего профессионального образования в России. Отсюда и многие нерешенные вопросы экологической и производственной безопасности в обучении и, соответственно, в практической деятельности выпускников вузов;

− компетентностная тема в инженерном образовании разработана недостаточно, а научно-педагогические проблемы, связанные с формированием экологической компетентности будущих инженеров, требуют своего решения.

Рассмотрение компетентностей как основы профессионального обучения специалистов раскрыло ценность компетентностного подхода в формировании экологической компетентности. Однако до настоящего времени в инженерном образовании существенное внимание в структуре формирования профессиональной компетентности современного специалиста уделяется технологической, управленческой и экономической компетентностям. Они выступают доминантой мотивационно-ценностного компонента сугубо специальной профессиональной, хозяйственной и экономической деятельности, способностей и готовности лишь к успешной карьере и личному материальному благополучию.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Образование, педагогика, воспитание:

Сравнительный анализ программ учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях
Разработанная в России стратегия построения государственных образовательных стандартов соответствует Международной конвенции о правах ребенка, опирается на положение Закона РФ "Об образовании". В отличие от школьных государственных образовательных стандартов, которые определяют: обязатель ...

Учебный комплект по русскому языку авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной
Начиная с 1997 года, в практику школьного преподавания русского языка в начальных классах вошел учебный комплекс авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. В "Пояснительной записке" программы определена основная цель курса - " развитие личности ребенка на основе формирования ...

Выявление интереса у детей подготовительной к школе группы к играм с элементами спорта
Констатирующий этап проводился с 11.09.10 по 12.10.12. Цель: выявить уровень развития быстроты у детей подготовительной к школе группы, уровень физической подготовленности игры в хоккей, выявить интерес у детей данной группы к играм с элементами спорта, выявить место хоккея в работе с детьми седьмо ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru