Золотая педагогика

Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Другое о педагогике » Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Страница 7

6. Условия формирования экологической компетентности будущих инженеров, позволяющие развивать творческое и мотивированное отношение к учению, представляющие направленность преподавательской деятельности на проблемы безопасности, выделение индивидуальных способностей и возможностей, эмоциональное стимулирование познавательной активности учащихся. путем организации творческой деятельности.

Апробация результатов исследования осуществлялись в процессе методических семинаров и консультаций для преподавателей дисциплин цикла «Безопасность жизнедеятельности» вузов Курской области; на 28-и научных, научно-практических и научно-методических конференциях и семинарах международного и всероссийского статуса в гг. Белгороде, Владимире, Курске, Красноярске, Липецке, Новосибирске, Омске, Орле, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Самаре, Тамбове, Туле, Челябинске (1995-2007 гг.).

Ход исследования и его результаты обсуждались на заседаниях кафедр: охраны труда и окружающей среды КурскГТУ, педагогики и психологии КурскГТУ, «Связи с общественностью и педагогика» ВГТУ.

Материалы исследования внедрены в учебный процесс КурскГТУ, гуманитарно-технического института (г.Курск), Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, ОрёлГТУ, ВГТУ.

В первой главе «Проблематика обучения безопасности жизнедеятельности и экологии будущих инженеров» рассмотрены современные отечественные и мировые тенденции подготовки специалистов с инженерным образованием. Анализ показал, что объективной закономерностью и условием развития высшего технического профессионального образования является единство и взаимосвязь его основных функций, а главное предназначение образования осмысливается как путь и форма становления целостного человека в целостном образовательном пространстве, обретение личностью самобытности в пространстве культуры и истории, развитие способности к ответственному, творческому решению задач в избранной профессиональной деятельности. Выдвигаются на первый план ориентиры на саморазвитие, самообразование и самоактуализация личности, формирование компетентностей, позволяющих выпускнику успешно адаптироваться на современном рынке труда и решать профессиональные задачи.

Отличительной чертой отечественного высшего профессионального образования становится возвращение к идее формирования ценностных отношений к человеку и обществу. Поэтому формирование нравственных качеств личности специалиста требует от педагогов внедрения гуманистических идей в процесс обучения. Это инициирует обращение педагогической практики к исследованию антропологических оснований обучения и воспитания в высшей технической школе.

Выполненные исследования позволили установить и систематизировать проблемы обучения безопасности жизнедеятельности в вузах при подготовке будущих инженеров, которые сводятся к следующему:

− дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и «Экология» не могут вместить в рамках учебного процесса отдельные специальные направления обучения производственной безопасности и промышленной экологии, связанные с будущей профессиональной деятельностью выпускника инженерного вуза;

− принятые в высшей школе Государственные образовательные стандарты не включают дисциплины «Безопасность труда в отрасли» («Охрана труда») и «Промышленная экология» («Охрана окружающей среды») в перечень специальных дисциплин, и этот факт вошел в несоответствие с законами РФ;

− обучение безопасности жизнедеятельности сводится к овладению совокупностью знаний, трудно реализуемых в профессиональной практике;

− проблема оптимального функционирования всех компонентов педагогического процесса в техническом вузе с позиций безопасности жизнедеятельности, включая вопросы активного введения личности в обучающий процесс, соотношения общеобразовательной, гуманитарной, специальной и профессиональной подготовки, продолжает оставаться открытой;

− у педагогической общественности сложилось неоднозначное суждение о безопасности жизнедеятельности в среде обитания, поскольку культура безопасности в общественном сознании до настоящего времени не сформирована. Следствием является непонимание того, что одним из главных факторов снижения профессиональных рисков является формирование не только профессиональной компетентности, но и нравственных качеств будущих специалистов и руководителей;

− тенденции обучения безопасности жизнедеятельности в технических вузах отстают от гуманистических тенденций развития высшего профессионального образования в России. Отсюда и многие нерешенные вопросы экологической и производственной безопасности в обучении и, соответственно, в практической деятельности выпускников вузов;

− компетентностная тема в инженерном образовании разработана недостаточно, а научно-педагогические проблемы, связанные с формированием экологической компетентности будущих инженеров, требуют своего решения.

Рассмотрение компетентностей как основы профессионального обучения специалистов раскрыло ценность компетентностного подхода в формировании экологической компетентности. Однако до настоящего времени в инженерном образовании существенное внимание в структуре формирования профессиональной компетентности современного специалиста уделяется технологической, управленческой и экономической компетентностям. Они выступают доминантой мотивационно-ценностного компонента сугубо специальной профессиональной, хозяйственной и экономической деятельности, способностей и готовности лишь к успешной карьере и личному материальному благополучию.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Образование, педагогика, воспитание:

Экологическая составляющая химического образования
Современная экология – обширный междисциплинарный научный комплекс. Наряду с общей экологией, исследующей отношения организмов и условий среды на уровне особей, популяций, биоценозов и экосистем, этот комплекс включает прикладную экологию и социальную экологию. Столь широкий круг проблем экологии п ...

Понятие "эвристическая технология" в психолого-педагогической литературе
Термин "эвристика" происходит от греческого heuresko - отыскиваю, открываю. В настоящее время используется несколько значений этого термина. Эвристика может пониматься как: 1) научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность (в то же время следует признать, что основателей ...

Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза
В творческом процессе педагога одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи. Прежде всего это должна быть общая педагогическая задача всей деятельности учителя, которая выступает как его общая концепция. Затем должна осмысливаться этапная педагогическая задача, ...

Навигация по сайту

© 2019 Copyright www.ecsir.ru