Золотая педагогика

Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Другое о педагогике » Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Страница 11

Технология обеспечивает духовное развитие будущих инженеров, создает положительное отношение к обучению, а также воспитывает готовность использовать полученные знания в качестве методологического, теоретического и практического средства разрешения профессиональных ситуаций.

В ней поддерживаются междисциплинарные связи, непрерывность и последовательность в обучении с учетом предшествующей подготовки по фундаментальным дисциплинам и дисциплинам специальности. Достигнутая в технологии взаимосвязь компонентов естественнонаучного, гуманитарного, социального, общепрофессионального и специального направлений теоретической подготовки специалиста обеспечивает полноценное использование этих компонентов в учебном процессе для формирования системных и целостных профессиональных знаний и положительных качеств личности. Разработанная технология обладает универсальностью, т.е. имеется возможность использовать алгоритм модели для формирования требуемой компоненты профессиональной компетентности и может быть адаптирована к любой специальности.

Блок А – опорный блок в наполнении значимой информацией содержательной части обучения БЖД, который представлен двумя значимыми субблоками: мониторинг среды жизнедеятельности и аналитический. В них реализуется в основном научно-профессионально-личностный компонент преподавателя, а деятельность носит прогностический характер будущей сферы труда. Интегрирующим ядром является профессиональный профиль (модель специалиста), задающий цель обучения и исходные данные для создания педагогического проекта содержания образования и подбора субтехнологий. В нем решаются прогностические, тактические и оперативные цели. Блок Б является связующим звеном образовательных полей I и II. В нем осуществляется процесс перехода от модели к педагогическому проекту. Блок В представляет процессуальную область активной совместной педагогической деятельности преподавателя и студента, включает такое направление, как работа с педагогическим коллективом. Работа с педагогическим коллективом предполагает систему мероприятий, направленных на присвоение обучающим целей и задач личностно-ориентированного обучения, а также на усвоение новых методов и стилей профессиональной деятельности.

В четвертой главе «Экспериментальное исследование, анализ и оценка эффективности разработанной технологии формирования экологической компетентности будущего инженера-строителя» были разработаны условия, обеспечивающие продуктивность дидактического взаимодействия преподавателя и обучаемых и высокую эффективность формирования экологической компетентности студентов строительной специальности. В главе представлены описание и результаты экспериментальной работы по выявлению эффективности разработанных теоретических основ формирования экологической компетентности будущего инженера-строителя.

В основу разработки дидактического взаимодействия положены работы отечественных исследований (А.Я. Анцупов, А.А. Бодалев, Л.С. Вы­готский, П.Я. Гальперин, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Е.Н. Кабанова-Меллер, В.В. Краевский, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, В.Н. Маркин, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков и др.).

Ведущей задачей взаимодействия явилась передача и присвоение социального опыта, научение умениям учиться, что является фундаментом овладения, преобразования и использования новой информации и формирования социальной ценности целостной личности. Установка на синтез многопрофильных знаний и формирование у обучающихся целостного восприятия дисциплин цикла «Безопасность жизнедеятельности» и профессиональных дисциплин достигнута в условиях, позволяющих развивать творческое и мотивированное отношение к учению. Эти условия включают концентрацию преподавательской деятельности на проблемы безопасности жизнедеятельности, выделение индивидуальных способностей и возможностей, эмоциональное стимулирование познавательной активности учащихся путем организации творческой деятельности.

Методологическую основу исследования составили: модель экологической компетентности и принципы: целостности, образовательной полноты, координации и субординации, дидактической согласованности, дидактической вариативности, дидактического синтеза, дидактической реализации обратной связи, мониторингового слежения и деятельностный подход к оценке компетентностей.

Оценивались результирующие компоненты сформированности:

1) качество личности, выражающееся в способности к деятельности (знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности); умения, опыт (навыки) успешного осуществления необходимых действий на базе имеющихся знаний, способность объяснить полученные результаты;

2) качество личности, выражающееся в готовности к деятельности (положительная мотивация к овладению набором компетентностей и проявлению компетентностей); ценностно-смысловые представления (отношения) к содержанию и результату деятельности);

3) уровень «экологического сознания» личности.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Образование, педагогика, воспитание:

Понятие о технологии осуществления педагогического процесса
Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корр ...

Особенности обучения младших школьников
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде в ...

Законодательная база в области образования
В Республике Корея право на образование гарантировано Конституцией. Существует также специальный закон об образовании, а также отдельные нормативно-правовые акты. Из них наибольший интерес представляют подзаконные акты и правительственные программы в области реформирования образования. С 1991 г. в ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru