Золотая педагогика

Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Другое о педагогике » Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Страница 15

Теоретическими основаниями концепции формирования экологической компетентности являются: ведущие идеи гуманистического подхода в рамках экологической парадигмы развития общества; источники и факторы среды обитания человека, определяющие цели, содержание и структуру системы формирования экологической компетентности и нравственных качеств личности; идеи профессионально и личностно-ориентированного об­разования; технологичность формирования экологической компетентности.

Значимым фактором формирования экологической компетентности является не только профессионализация подготовки, но и то, насколько много уделяется внимания воспитанию таких качеств, как доброта, готовность прийти на помощь, осознание целей и задач профессиональной деятельности и своей жизни, учитывающих как собственные интересы, так и интересы, согласованные с целями и задачами развития общества в целом. Для воспитания личности и формирования общечеловеческих ценностных ориентаций, экологического сознания следует опираться на примеры жизненных ситуаций в среде обитания.

Благоприятные возможности для дости­жения желаемого результата формирования экологической компетентности в техническом вузе по­являются в условиях профессионально-личностной технологии обучения. Её реализация позволяет раскрывать и расширять творческий потенциал и возможности, как педагога, так и студента, активизировать их обоюдную деятельность, дает возможность значительно повысить качество и устойчивость полученных студентами знаний и умений, перевести их в категории «способности» и «готовность», обеспечивает максимум удобств для творческих проявлений участников педагогического взаимодействия.

Формирование экологической компетентности успешно осуществляется в системном, динамически развивающемся и многоаспектном непрерывном учебном процессе при доминировании личностного аспекта. В нем должен поэтапно разворачиваться процесс обучения: от учебной деятельности осуществляться переход к квазипрофессиональной, далее ─ к учебно-профессиональной деятельности через соответствующие формы учебных занятий, в которых студент постепенно становится самостоятельным и равноправным участником учебного процесса. Учебный процесс должен моделировать стороны будущей профессиональной деятельности, а ос­новной единицей содержания долж­на выступать про­блемная ситуация, разрешаемая обучаемым.

На этапе учебной деятельности при формировании мотивации действия первостепенное значение играет актуализация профессиональных интересов будущего инженера и включение задач безопасности жизнедеятельности в контекст будущей профессиональной деятельности. Эффективным способом мотивации учебной деятельности является направленность обучения безопасности жизнедеятельности на отраслевые проблемы безопасности жизнедеятельности в регионе проживания обучающихся. Исключительно важной частью работы преподавателя становится содержательный анализ материала с выделением конкретных инвариант, которые позволяют сформировать оптимальный объем подлежащей усвоению информации. Традиционные методы должны сочетаться с активными методами обучения, но их доля должна быть выше, так как это связано с формированием общепрофессиональных компетентностей в сфере безопасности жизнедеятельности и экологии.

На этапах квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности студента необходимо в большей мере использовать систему методов и форм учебной работы, основанных на увеличении самостоятельности обучающегося. Результативным способом активизации познавательной деятельности студентов и формирования экологической компетентности на стадии учебно-профессиональной деятельности является творческая самостоятельная работа студента в виде профессиональных производственных практик и дипломного проектирования.

Экологическая компетентность проявляется как синтез интеллектуальных и навыковых составляющих (когнитивного и деятельностного, включая обобщенные знания, умения, навыки), личностных характеристик (ценностные ориентации, способности, черты характера, готовность к осуществлению деятельности и т.д.) и опыта, позволяющих человеку использовать свой потенциал, осуществлять сложные виды деятельности, оперативно и успешно адаптироваться в постоянно изменяющемся обществе и профессиональной деятельности. Поэтому комплексная оценка уровня сформированности взаимосвязанных структурных компонентов личности эффективно осуществляется по шкалам оценивания уровней развитости компонентов личности (мотивационно-ценностного, познавательного, операционально-деятельностного и социально-психологического).

Экспериментальное исследование показало положительную динамику формирования экологической компетентности студентов строительной специальности в экспериментальных группах, что позволяет сделать вывод об эффективности авторской концепции формирования экологической компетентности будущего инженера, и подтверждают выдвинутую гипотезу.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 

Образование, педагогика, воспитание:

Формы и методы обучения информатике в начальной школе
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам в начальной школе является урок. Школьный урок образует основу классно-урочной системы обучения, характерными признаками которой являются: · Постоянный состав учебных групп учащихся. · Определённое расписание уче ...

Организация двигательной активности дошкольников
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего орга ...

Проектная деятельность с использованием среды Лого Миры на уроках информатики и естествознания
Проектную деятельность учащихся можно построить на примере многих школьных предметов, используя различные способы планирования желаемых результатов и организации работы над проектом: сбор информации, экспериментальные и опытные работы, создание газеты, спектакля, видеофильма и др. Мы предлагаем пос ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru