Золотая педагогика

Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Другое о педагогике » Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Страница 14

I группа (рис. 5) включала оценку трех уровней усвоения профессиональных знаний и умений: 1-й уровень (уровень целевых установок): выпускник демонстрирует понимание проблемы, присутствуют целевые установки выполняемой тематики; 2-й уровень (реализация нормативных установок): выпускник в достаточной мере усвоил методы системного анализа объектов проектирования и разработки разделов проекта с учетом нормативно-правовых критериев производственной и экологической безопасности; 3-й уровень (выполнить проект): выпускник оперирует информационными ресурсами и технологиями, использует проектные технологии.

Рис. 5. Гистограммы распределения выпускников по уровням усвоения

профессиональных знаний и умений

II группа (рис. 6) включала четыре уровня сформированности экологической компетентности: 1-й уровень – уровень оперирования необходимой информацией, взаимосвязи отдельных специальных технических факторов; 2-й уровень – уровень определения оптимального решения, поисковый, уровень устойчивых операций; 3-й уровень – самостоятельное моделирование и прогнозирование ситуации, аналитико-синтезирующий уровень; 4-й уровень – создание качественно новых технических продуктов, уровень творчества.

Рис. 6. Гистограммы распределения выпускников по уровням сформированности и развития экологической компетентности

4. Оценка сформированности нравственных качеств личности специалистов, заявленных в модели специалиста как необходимой компоненты целостной личности, проводилась и на «входе» в обучающий процесс, и на «выходе» из учебного процесса при выполнении студентами дипломного проекта. Исходя из идей экологической парадигмы развития общества определялась сформированность «экологического сознания» как результирующего фактора образования личности. Основой типологии всех опрошенных является доминирующая в сознании личности ценность:

а) природа как самоценность;

б) человек как абсолютный властелин окружающего мира;

в) паритет человека и природы;

г) игнорирование ценности природы при асоциальностни личности.

Были выделены типы экологического сознания респондентов: почвенники; гармонический тип; технократический тип; маргинальный тип. В результате проведенного социологического опроса, определен доминирующий тип экологического сознания через отношение личности к окружающему миру и природе, которое будет привнесено выпускниками в другие социальные группы и будет ими реализовано в действии.

За счет личностной направленности обучения и воспитания произошло наибольшее проникновение в сознание человека ценностных установок бытия, и они (ценностные установки) стали внутренними саморегуляторами экологически цивилизованного человеческого мировоззрения. Выпускникам экспериментальных групп в большей мере, как следует из результатов социологического исследования, присущ «гармонический» тип сознания и лучший уровень общей культуры, в меньшей мере присущи проявления «маргинального» типа сознания.

Таким образом, разработанная методика позволила выполнить одновременно миссию воспитания и формирования «экологического сознания», что является значимым компонентом ценностных установок личности в общей структуре экологической компетентности.

В ходе исследования также выявлено, что преподавание дисциплин цикла «Безопасность жизнедеятельности» в профессионально-личностной технологии способствовало повышению интереса к экологическим проблемам безопасности жизнедеятельности. В экспериментальных группах доля таких респондентов составила 47%, в контрольных ─ 21%. Студенты из экспериментальных групп оказались лучше осведомлены, чем студенты контрольных групп, о действиях, предпринимаемых в г. Курске и области для улучшения состояния условий труда на рабочих местах и производственной безопасности, улучшения демографической ситуации и качества окружающей природной среды (соответственно 67 и 35%).

В заключении отмечается, что решение проблемы формирования экологической компетентности будущего инженера в современных условиях является весьма значимым в силу необходимости обеспечить в условиях производства необходимый уровень здоровья, безопасность жизнедеятельности человека и экологическую безопасность. Данная проблема актуальна, поскольку вписывается в гуманитарную парадигму развития общества.

Отправной точкой выполненного исследования стала идея о возможности формирования экологической компетентности будущего инженера путем интеграции научных знаний и представлений о профессиональном, личностном, личностно-ценностном содержании образования и адекватных им теоретических, методических и организационных основ построения учебного процесса, отбора содержания образования, методов, средств и форм обучения, разработки технологии и условий обучения.

Концепция формирования экологической компетентности представляет собой гармонизацию сугубо профессиональных, профессионально-личностных и нравственных компонентов этого процесса в инженерном образовании и обеспечивает научно обогащенное понимание этого процесса. Применение данной концепции позволило решить задачи формирования экологической компетентности путем согласованности в учебном процессе профессиональных требований ГОС ВПО к специалисту и требований общества к обеспечению производственной безопасности.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15

Образование, педагогика, воспитание:

Характеристика программы развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил разработать программу развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры. Целью развивающей программы является развитие общения старших дошкольников со сверстниками посредством игры. Цель программы п ...

Особенности двигательной активности мальчиков и девочек
Для педагога представляет интерес и такая закономерность, как различие в количественном и качественном отношении двигательной активности мальчиков и девочек. Заслуживает внимания и тот факт, что она ниже у вторых и составляет 70 – 80% суточных величин движений первых. Девочки меньше проявляют двига ...

Воздействие подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста
Исследования сенсорных систем различной модальности: зрения, слуха, тактильности — показали, что представители игровых видов спорта занимают ведущие места по показателям, характеризующим улучшение функционального состояния сенсорных систем. Игры с элементами спорта отмечаются большим разнообразием ...

Навигация по сайту

© 2022 Copyright www.ecsir.ru