Золотая педагогика

Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Другое о педагогике » Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Страница 13

В качестве критериев, позволяющих судить о позиции студентов по отношению к реализуемой технологии, на разных этапах эксперимента были определены: самостоятельность и активность деятельности (деятельностный, практический компонент), стремление к творчеству (рефлексивно-творческий компонент); способность к сотрудничеству и эмпатии (эмоционально-ценностный компонент); проявляемый интерес (как форма познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности); самоконтроль (как рациональная рефлексия на деятельность, служащая регулирующим компонентом деятельности). Как следует из результатов, положительная динамика наблюдается по всем критериям.

Для выявления уровня способности и готовности к самостоятельной деятельности (как основных деятельностных характеристик личности) использовались экспертные оценки. Признаками, определяющими уровень выраженности способности и готовности, служили: темп усвоения учебного материала; уровень качества выполнения учебных заданий «на дом»; уровень учебной мобильности на занятиях; уровень способности к анализу учебно-профессиональных задач; уровень качества семестровой индивидуальной работы; уровень сложности самостоятельного выбора учебных заданий на занятиях; объем выполняемых заданий на занятиях. Установлено, что большая часть студентов экспериментальных групп (от 45 до 65%) имеет высокую выраженность, а студентам контрольных групп в большей мере присуща средняя (от 30 до 58%) и низкая (20,8 ─ 37,6%) выраженность способности и готовности к деятельности.

3. Оценка эффективности формирования экологической компетентности в условиях производственной практики и дипломном проектировании как виде профессиональной деятельности явилась заключительной стадией эксперимента в общей динамике процесса обучения студентов. В ходе этого этапа квазипрофессиональная деятельность студента была переведена в профессиональную. Для успешной реализации этого вида учебной деятельности нами была разработана соответствующая методика, которая используется в учебном процессе с 2001/2002 учебного года.

Подпрограмма производственной практики «Состояние условий и безопасности труда в организации строительства» включала профессиональные реальные проблемные темы, ориентированные на БЖД в организациях строительства при взаимодействии специалиста с реальными объектами деятельности: «человек - человек», «человек - техника», «человек - живая природа», «человек - знаковая система». Оценки уровней сформированности экологической компетентности приведены в таблице 1. Для оценки нами были разработаны критерии уровней сформированности личностных характеристик (мотивационно-ценностной, познавательной, рефлексивной, операционально-деятельностной), оценочные формы письменного отчета и устной презентации. Уровень согласованности мнений экспертов (дисперсионный коэффициент конкордации W) находился в пределах 0,675 - 0,975.

Таблица 1

Средний балл m результатов экспертной оценки

Показатели

Годы проведения эксперимента

2000/2001

2001/2002

2002/2003

2003/2004

2004/2005

Nст. экс. гр.

24

24

23

23

23

Nст.контр. гр.

18

19

20

21

20

mэкс. гр.

3,38

3,49

3,4

3,55

3,76

mконтр. гр.

2,07

2,15

1,92

2,06

2,32

Представленные экспертами оценки свидетельствуют о высоком уровне сформированности экологической компетентности студентов экспериментальных групп – они умеют общаться в трудовом коллективе, в большей мере смогли заметить и выявить скрытые от их коллег из контрольных групп недостатки и просчеты в технологии строительных работ, в организации безопасного труда, отклонения от норм в межличностном отношении между рабочими т.д. Например, студенты из экспериментальных групп в итоге смогли дать большее количество предложений по улучшению условий труда и соблюдению норм охраны труда и техники безопасности в организациях строительства.

Для оценивания экологической компетентности в дипломном проектировании также выделяли две оценочные группы. В них выделены самостоятельные уровни, выражающие качество профессиональной деятельности и личностные функции выпускника (рис. 5).

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15

Образование, педагогика, воспитание:

Основные принципы преподавания происхождения сущности государства и права в современной школе
Принцип единства правового обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии с которым правовое обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания. Общеизвестно, что наряду с функциями регулирования общественных отношений право выполняет воспитатель ...

Формы занятий и контроль знаний на элективных курсах по математике
Введение профильного обучения, а особенно элективных курсов, в программу старшей школы, несомненно, потребует разнообразия форм и методов обучения, так как профильное обучение – это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс. При вы ...

Формы и методы формирования географических знаний о природе Родного края
Сущность природного краеведения заключается в комплексном изучении природы, важнейших аспектов ее развития и динамики в данной местности на основе использования доступных для детей форм и методов исследования географических наук. Говоря о специфике методики формирования географических представлений ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru