Золотая педагогика

Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Другое о педагогике » Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера

Страница 8

Во второй главе «Концептуальные основы формирования экологической компетентности будущего инженера» исследован состав экологической компетентности и обоснована методология формирования экологической компетентности с позиций концепции целостной личности; раскрыта роль гуманизации инженерного образования в процессе формирования экологической компетентности будущего инженера. Разработаны организационная модель формирования экологической компетентности, модель экологической компетентности будущего инженера, модель формирования экологической компетентности.

Определены методологические подходы к формированию экологической компетентности:

─ системный подход (В.Г. Афанасьев, И.Б. Блауберг, О.Е. Лебедев, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин), заключающийся в рассмотрении процесса формиро­вания экологической компетентности с позиции целостной системы составляющих ее компонентов в многообразии их связей и отношений, находящихся в постоянном развитии. Он позволяет выявить интегрированные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему компонентов;

─ личностно-ориентированный подход и личностно-деятельностный подход (Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, И.А. Зимняя, Ю.Н. Кулюткин, В.Ю. Питюков, В.В. Сериков, И.С. Якиманская). Личностно-ориентированный подход с его нацеленностью на субъектность предусматривает смещение акцента с обучающего на обучающегося и учет личностных особенностей обучающегося, вовлеченность всех обучающихся в процесс взаимного обучения. Тем самым, обеспечиваются условия для интеллектуально-ценностного развития обучающегося как свободной индивидуальности, способствующие актуализации особенностей личности в процессе обучения, обретению обу­чаемым самого себя как субъекта будущей профессиональной деятельности, своего Я, творческого начала. Личностно-деятельностный подход позволяет рассмотреть процесс усвоения знаний, социального опыта в форме деятельности;

─ интегративно-целостный подход (В.С. Ильин, В.В. Краевский, И.Л. Лернер, Н.К. Сергеев) предполагающий рассмотрение развивающейся образовательной системы как совокупности, органически включающей в себя процессуальные и результирующие составляющие, делая возможным управление ими;

─ контекстный подход (А.А. Вербицкий) рассматривает обучение как процесс, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста;

─ акмеологический подход (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова), рассматривающий категорию «профессионализм» в диалектическом единстве проявлений деятельностного и личностного ─ профессионализм деятельности и профессионализм личности;

─ профессионально-личностный подход (Л.В. Паринова) предполагает создание условий в образовательном процессе, способствующих формированию профессионально-значимых качеств будущих специалистов, раскрытию личностного потенциала обучающихся;

─ гуманистический подход (Амонашвили Ш.А., Бондаревская Е.В.), ориентированный на развитие внутреннего мира субъекта, становление человека в партнерстве с другими людьми, основанном на гуманных межличностных отношениях, доверии и открытости.

Комплекс подходов позволил исследовать явления проектируемого педагогического процесса в таких связях, которые раскрывают их существенные значения для формирования экологической компетентности. Этим самым мы не разрушили существующую систему обучения безопасности жизнедеятельности, а выполнили её глубокое совершенствование на основе педагогического опыта за счет установления новых связей между имеющимися элементами образовательной системы (рис. 1), выстроив методологический «каркас».

Рис.1. Организационная модель формирования экологической компетентности будущего инженера

Модель реализует принципы реальности и прогностичности, интеграции, комплементарности, системности и последовательности, природосообразности, вариативности, плюрализма, равенства и диалога.

С помощью этой модели выстраивается стратегическое направление формирования экологической компетентности.

Исследование проблем компетентностного подхода в профессиональном образовании свидетельствует о том, что преобладающей является стремление наполнить содержание компетентности определенными профессиональными знаниями, умениями, опытом технолога, управленца и т.д. Поэтому понятие «компетентность» чаще трактуется как профессиональные возможности специалиста (его профессиональные знания, умения, опыт), позволяющие принимать участие в разработке и решении определенного круга профессиональных задач.

В обеспечении безопасности жизнедеятельности движение к понятию «экологическая компетентность» характеризуется повышенной значимостью когнитивных, мотивационных, поведенческих, регулятивных начал личности. В качестве инвариантных признаков экологической ком­петентности будущего инженера предлагаются:

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Образование, педагогика, воспитание:

Особенности саморегуляции одаренного ребенка
"Безумен тот, кто, не умея управлять собою, хочет управлять другими", - сказал Публий Сир. Здесь уместны и слова Гете: "Умен не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя" Под саморегуляцией в психологии понимается способность человека произвольно управлять своей деятель ...

Понятие и структура имиджа современного учителя
Термин "имидж" широко трактуется, но надо отметить, что до сих пор нет однозначного его толкования. Так физический имидж – это здоровье, стиль одежды, прически и макияжа. Психологический имидж - характер, темперамент, внутренний мир. Социальный имидж - роль в обществе, поведение и коммуни ...

Развитие самосознания в процессе профессионального самоопределения
Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания личности. В работах И.С. Кона, В.П. Тугаринова, В.А. Ядова и др. представлен философско-социологический аспект проблемы самосознания. Различные аспекты самосознания в контексте развития личности проанализированы в трудах отече ...

Навигация по сайту

© 2020 Copyright www.ecsir.ru