Актуальность разработанной концепции определяется рядом тенденций, выявленных на основании анализа исследований по проблемам обучения в сельских школах, результатов деятельности сельских школ в условиях современной социально-экономической ситуации, наблюдений практики обучения в них. Такими тенденциями являются: возрастание социальной и культурной миссии местной школы в сельском микросоциуме и усиление в связи с этим интегративных тенденций в жизнедеятельности сельских школ; усиление функции психологической поддержки сельской школой своих учеников и других жителей села, психологизация образовательного процесса (дифференциация); снижение общего количества сельских школ вследствие реструктуризации, превращение большей их части в малочисленные и малокомплектные; устаревание и отсутствие обновления материально-технической базы сельских учебных заведений; снижение качества и эффективности образования в сельских школах (по данным Единого государственного экзамена и независимых тестирований) по сравнению с выпускниками городских школ; усиление проблем в кадровом обеспечении (значительная часть учителей-неспециалистов, многопредметность преподавания); устаревание и несоответствие требованиям дня учебно-методического обеспечения (особенно с позиций профильного обучения) и возникающая в связи с этим необходимость разработки новых технологий и методических материалов; постепенное «включение» сельских школ в процесс профилизации обучения (предпочтение универсальному, физико-математическому профилям); реализация профильного обучения по модели внутришкольной профилизации (индивидуальные учебные планы и программы, уровневая, элективная дифференциация); высокие миграционные настроения среди учащейся сельской молодежи и возникающая в связи с этим необходимость проведения в обучении мер по формированию фермерских черт личности, обеспечивающих жизнь по принципу «где родился, там и пригодился»; введение в канву предмета соответствующих элементов содержания (интеграция).
Исходя из обозначенных выше характерных для современного этапа развития сельской школы тенденций, заключаем, что сельская школа требует совершенствования финансово-экономического, нормативно-правового, материально-технического аспектов её деятельности, а также систем информатизации, структуры общеобразовательных учреждений, содержания образования, работы педагогических кадров и их подготовки, управления развитием школы, т. е. системного преобразования.
Попыткой системного инновационного изменения дидактического процесса сельской школы является реализация концепции интегративно-дифференцированного подхода, основные дидактические принципы которой представлены ниже. Концепция направлена на повышение качества обучения сельских школьников. В связи с тем, что однозначное понимание данной категории в современной педагогической теории отсутствует, поясним авторскую позицию в интерпретации данного понятия. Считаем, что качество обучения сельских школьников, возможно, определить через развитие ключевых компетентностей, прежде всего познавательной и социальной:
познавательная компетентность с достаточной полнотой может быть определена через такие показатели, как уровень сформированности самостоятельности, мотивации обучения, познавательного интереса, качество обученности по предмету, уровень обобщённых познавательных умений, качество решения надпредметных задач;
Образование, педагогика, воспитание:
Методики изучения психологической готовности слабослышащих дошкольников к
обучению в школе
При изучении психологической готовности к школьному обучению целесообразно использовать комплексный подход, в котором осуществляется диагностика эмоционально-волевой сферы, умственной и мотивационной готовности. Диагностика эмоционально-волевой готовности включает определение уровня эмоционально-во ...
Влияние игры на формирование элементов учебной деятельности и интеллектуальной подготовки детей
Подготовка к школе органично входит в жизнь ребенка, если взрослые учитывают психологическую специфику дошкольного возраста, не забывая о ведущей роли игры в этом периоде развития личности. Академик А.В.Запорожец писал, что оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможносте ...
Общая характеристика индивидуальной речевой деятельности в концепции И.А.
Зимней
Внутренний механизм, управляющий видами речевой деятельности, это – Высшая интегративная вербально-коммуникативная функция человека (ВКФ), которой выражается единство сознания и деятельности индивида, как системная целостность способностей когнитивной, и языковой форм сознания. ВКФ – интегративная ...