Актуальность разработанной концепции определяется рядом тенденций, выявленных на основании анализа исследований по проблемам обучения в сельских школах, результатов деятельности сельских школ в условиях современной социально-экономической ситуации, наблюдений практики обучения в них. Такими тенденциями являются: возрастание социальной и культурной миссии местной школы в сельском микросоциуме и усиление в связи с этим интегративных тенденций в жизнедеятельности сельских школ; усиление функции психологической поддержки сельской школой своих учеников и других жителей села, психологизация образовательного процесса (дифференциация); снижение общего количества сельских школ вследствие реструктуризации, превращение большей их части в малочисленные и малокомплектные; устаревание и отсутствие обновления материально-технической базы сельских учебных заведений; снижение качества и эффективности образования в сельских школах (по данным Единого государственного экзамена и независимых тестирований) по сравнению с выпускниками городских школ; усиление проблем в кадровом обеспечении (значительная часть учителей-неспециалистов, многопредметность преподавания); устаревание и несоответствие требованиям дня учебно-методического обеспечения (особенно с позиций профильного обучения) и возникающая в связи с этим необходимость разработки новых технологий и методических материалов; постепенное «включение» сельских школ в процесс профилизации обучения (предпочтение универсальному, физико-математическому профилям); реализация профильного обучения по модели внутришкольной профилизации (индивидуальные учебные планы и программы, уровневая, элективная дифференциация); высокие миграционные настроения среди учащейся сельской молодежи и возникающая в связи с этим необходимость проведения в обучении мер по формированию фермерских черт личности, обеспечивающих жизнь по принципу «где родился, там и пригодился»; введение в канву предмета соответствующих элементов содержания (интеграция).
Исходя из обозначенных выше характерных для современного этапа развития сельской школы тенденций, заключаем, что сельская школа требует совершенствования финансово-экономического, нормативно-правового, материально-технического аспектов её деятельности, а также систем информатизации, структуры общеобразовательных учреждений, содержания образования, работы педагогических кадров и их подготовки, управления развитием школы, т. е. системного преобразования.
Попыткой системного инновационного изменения дидактического процесса сельской школы является реализация концепции интегративно-дифференцированного подхода, основные дидактические принципы которой представлены ниже. Концепция направлена на повышение качества обучения сельских школьников. В связи с тем, что однозначное понимание данной категории в современной педагогической теории отсутствует, поясним авторскую позицию в интерпретации данного понятия. Считаем, что качество обучения сельских школьников, возможно, определить через развитие ключевых компетентностей, прежде всего познавательной и социальной:
познавательная компетентность с достаточной полнотой может быть определена через такие показатели, как уровень сформированности самостоятельности, мотивации обучения, познавательного интереса, качество обученности по предмету, уровень обобщённых познавательных умений, качество решения надпредметных задач;
Образование, педагогика, воспитание:
Серия интегрированных уроков изобразительного искусства, способствующих формирование
интереса младшего школьников к народному искусству
Муниципальное образовательное учреждение средней образовательной школы №1 Города Нижнего Тагила, Свердловская область, улица оплетена 11. 2 б класс, 8 – 9 лет такого возраста дети в этом классе. В классе 25 человек. 11 девочек и 14 мальчиков. В классе есть одна девочка другой национальности азербай ...
Технология педагогических мастерских
Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой строить свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни как свои приобретением. Этот подход к образованию не раскрыв ...
Классификация, виды и типы средств наглядности при
обучении истории
При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обуч ...